«Еврейский Обозреватель»
ГЛАВНАЯ
10/29
Май 2002
5762 Сиван

  А  КРИЧАТЬ-ТО ЗАЧЕМ?
ИЛИ О ЧЕМ МОЛЧАТ ЕВРЕИ УКРАИНЫ
МИХАИЛ ГОЛЬД
На главную страницу Распечатать

Пожалуй ни одна статья в "ЕО" не вызывала еще такого шквала откликов как материал "американца" Александра Бураковского "Почему молчат евреи Украины". Американский паспорт автора спровоцировал весьма подробную отповедь на пресловутое "почему".  А  ведь говорить-то сегодня нужно не "почему",  а  О ЧЕМ молчат евреи Украины.  А  молчат они, прежде всего, о проблемах, к которым государство не имеет (и слава Б-гу) никакого отношения. О внутреннем кризисе собственной общины, которую и общиной-то назвать можно весьма условно. Нет, как раз на митинги мы собираемся вполне организованно и слова правильные в микрофон говорим. Обычно, столь правильные, что с ними не поспоришь.

Мы не лжем, нет, просто не говорим всей правды. Она так мелка - эта правда, и так локальна - всего-то проблемы шестой по величине еврейской общины мира, что и утомлять слушателей как-то неудобно. Это не палестино-израильский конфликт, не противостояние террору, не борьба с антисемитизмом - темы глобальные и "застрахованные" национальным консенсусом. Мы (община) боимся взглянуть на себя со стороны. Не на гордый профиль тысяч голов, внимающих очередному оратору на очередном митинге,  а  на, так сказать, свой обобщенный портрет.  А  писан он, преимущественно с людей немолодых, социально незащищенных - именно они,  а  не пресловутый middle middle class составляют костяк украинской общины. И дело вовсе не в отсутствии этого среднего класса. Он, несмотря ни на что, стал заявлять о себе в последние годы, - и для евреев, с их традиционно высоким уровнем образования и социальной мобильности это особенно справедливо. Да, пора признать, что у нас уже достаточно много людей, зарабатывающих 200-300-500 американских денег в месяц. Просто, невозможно изменить сложившуюся уж скоро пятнадцать лет ущербную общинную мотивацию, удобную практически всем "участникам концессии". И зарубежным донорам, упивающимся собственным (исключительным на нашем фоне) благородством, и отечественным богам районного масштаба - еврейским лидерам, нуждающимся в послушной пастве, и самим реципиентам - пришел, увидел, получил. Все прекрасно усвоили правила увлекательной игры и свои - тщательно составленные и вечные роли. Светским вождям, правда, попроще, - дело приходится иметь только (всего лишь!) с собственной совестью.  А  вот религиозным властителям дум и впрямь есть о чем беспокоиться. Когда людям платят за молитвы или (и не надо стыдливо прикрывать глаза) кормят их - нужна ли Б-гу такая молитва? Почитайте провинциальные газеты: "После молитвы урок Торы и завтрак" (и это самая корректная форма).  А  в разных синагогах время молитв немного отличается... Можно успеть и на два праздника, простите, завтрака.  А  может Он не видит? Тогда он не Б-г.  А  если видит, и все-таки Б-г, что ждет лукавящих перед ним?

 А  обязательная кипа на "работе", пылящаяся дома на прикроватной тумбочке?  А  принудительные "выгоны" на богослужения? Да, не везде, да не всегда, но часто, слишком часто. Что может быть кощунственнее (и глупее) чем вводить Его в заблуждение? Помолчим?

Много ли еврейских свадеб сыграно за последние годы? Пусть без хупы, просто заключено браков между "паспортными" евреями? Не об этом ли молчит большинство наших лидеров. Не это ли свидетельство их (и нашего) поражения, не это ли вымирание общины. Религиозный ответ на эту проблему известен и многократно озвучен - Б-г, что бы не произошло, сохранит 600 тысяч мужчин, соблюдающих Тору и заповеди, поэтому не надо пугать нас ассимиляцией. Что ж, никто и не пугает. Только в чем, простите, ваша, пастыри, функция, если ситуация выходит из-под контроля и уповать остается только на Вс-вышнего? Светское недоумение тоже понятно - любовь не запретишь,  а , следовательно... лишь бы человек был хороший.  А  речь-то вовсе не о запретах,  а  о создании атмосферы, когда запреты эти не нужны. В чем же тогда задача десятков еврейских детских садов, школ, если не в том, чтобы дети и внуки этих детишек остались евреями? Можно молчать, конечно, и об этом, ведь номинально-то все работает - иврит, традиции, история - полный ликбезовский набор.

Помолчать можно и о еврейских "потемкинских деревнях" - малых общинах,  а  проще говоря, бывших местечках, в которых евреев - раз-два и обчелся. Сознаю, что уже навлек на себя праведный гнев десятков тысяч людей, для которых любая еврейская активность, поддерживаемая Центром - зарубежным ли, отечественным - единственный путь к национальной самоидентификации. Я о другом. Создание общин (в первую очередь религиозных) в малых городах зачастую напоминало "регистрацию" участков во времена "Золотой лихорадки" - кто первым пришел, тот местечко и застолбил. Хасиды, "литовцы", ХаБаД, реформисты - все воспользовались "правом первой ночи" даже не спросив общину-"невесту"  а  кого, собственно, она хотела бы видеть в качестве избранника. Нет, конечно, формальные собрания были проведены, раввины и председатели избраны. Но выбор этот был в большинстве случаев предопределен.

Есть и другая, особо остро стоящая именно для малых общин проблема - зависимость от пресловутых "крышевых" структур. Не создали ли сами "крышевые" лидеры феномен двойной,  а  то и тройной морали, когда председатели небольших общин принимают иногда участие в съездах двух главных еврейских организаций, славя поочередно их руководителей в надежде на то, что и им что-то перепадет с барского стола? Обо всем этом, заметьте, почему-то не кричат ни большие, ни малые, ни очень малые лидеры.  А  зачем кричать-то? Просто у каждого своя роль,  а  главное - все при деле. Соберутся, в очередной раз пустят слюни по поводу того, дескать, как хорошо, что все мы здесь сегодня собрались, и 20 лет назад об этом нельзя было и мечтать и т.д. и т.п. Это "там" община содержит своих лидеров, и соответственно, влияет на них. Здесь же еврейство давно стало профессией, зачастую хорошо оплачиваемой, и, как каждая профессия, обзавелась набором определенных приемов и штампов. Другое дело, что скоро при нынешних темпах эмиграции и ассимиляции и работать-то будет не с кем. Так что надо спешить, и все это понимают. Циничная получилась картина. Но это лишь обратная сторона медали участника битвы "За еврейское возрождение", сторона, о которой все знают, но предпочитают не замечать.

 А  где же наш средний класс - активные, состоявшиеся люди, которые материально не нуждаются в общине и готовы жертвовать 200-300,  а  иногда и 1000 долларов в год на конкретные нужды конкретных НУЖДАЮЩИХСЯ евреев,  а  не гиперпроекты - очередной общинный центр, музей и т.д. На столь масштабные начинания, деньги, как правило, находятся - многим сильным мира сего приятно видеть свои имена на памятной табличке в синагоге, центре или музее. На здоровье и спасибо им за помощь. И прекрасно, что в последние годы таких людей стало намного больше - процесс оздоровления с трудом, но идет.

Но именно на "середняках",  а  не группке миллионеров с одной стороны, и армией обездоленных с другой должна держаться община. Да, при подсчетах мы увидим, что деньги "малых" доноров все равно не покроют (на данном этапе) всех нужд общины. Но это единственный путь, ведущий в будущее. Мы не можем равнодушно взирать на умирание, точнее, перерождение, целого материка еврейской цивилизации - общины Украины. Да, есть объективные факторы, целый комплекс внутренних и внешних обстоятельств... Но есть и силы, которые в состоянии решить проблемы, которые не сегодня-завтра заявят о себе еще острее. И это то, о чем, в самом деле, стоит кричать, ибо иначе вместо национального общинного дома мы окажемся в бараке с постоянно текущей крышей, которая никак не дождется своего кровельщика.

В начало страницы

«Еврейский Обозреватель» - obozrevatel@jewukr.org
© 2002 Еврейская Конфедерация Украины - www.jewukr.org