В Берлине в середине сентября торжественно открылся Еврейский музей. В церемонии приняли участие ведущие немецкие политики, в том числе канцлер ФРГ Герхард Шредер. Укрепив табличку со своим именем на искусственном гранатовом дереве у входа, канцлер Шредер придал именной характер открытию Еврейского музея в Берлине и бегло осмотрел экспозицию, признав для себя непостижимым тот факт, что евреи все-таки живут в Германии и считают немцев своими друзьями. Тем самым Шредер косвенно ответил на предостережение председателя Центрального совета евреев в Германии Пауля Шпигеля о растущей опасности правого экстремизма. Еврейские кладбища оскверняются сегодня практически с той же периодичностью, что два или три десятка лет назад.
Остальные политики, присутствовавшие на открытии музея, были не столь эмоциональны, как федеральный канцлер, и время терять на осмотр экспонатов не захотели, но высказали, тем не менее, важные впечатления по существу. Федеральный президент Йоханнес Рау предложил не ограничивать совместную историю немцев и евреев одним Холокостом. Музей, по его словам, содержит достаточно убедительные примеры того, что еврейская жизнь на территории Германии существует почти 2 тысячи лет. Еврейская культура прочно и плодотворно укоренилась в Европе. Холокост не следует считать суммой германо-еврейской истории — повторил Рау. — Ответственность за расовые преследования несли те, кто планировал и осуществлял геноцид.
Министр культуры Нида-Рюмелин напомнил о значении педагогики и дидактики, без которых невозможен процесс исторического познания. Кое-кто из высоких гостей обещал прийти еще раз для более внимательного осмотра экспонатов.
Единственным из именитых посетителей, кого по настоящему глубоко заинтересовала экспозиция, оказался бывший госсекретарь США Генри Киссинджер. Он внимательно осмотрел ее, читая все пояснительные тексты. Киссинджер вырос в Баварии и собственными глазами наблюдал приход к власти национал-социалистов. Вскоре после того, как молодчики из «гитлерюгенда» избили его на улице, семья Киссинджеров эмигрировала в Америку.
850 гостей участвовали в торжественной церемонии открытия под охраной 400 полицейских. Можно надеяться, что посещение музея обыкновенными гражданами присутствия полиции не потребует.
Jewish.ru
|