«Еврейский Обозреватель»
КУЛЬТУРА
9/28
Май 2002
5762 Ияр

ЭЛИЕЗЕР ШТЕЙНБАРГ - НАША ГОРДОСТЬ И НАША ЛЮБОВЬ
ВЛАДИМИР ЗАТУЛОВСКИЙ
На главную страницу Распечатать

Воистину, неисповедимы пути Г-сподни...

Кто скажет, почему именно в Липканах родился человек, который стал одной из ключевых фигур в процессе развития еврейской культуры и, в частности, литературы на идиш, и оставил после себя огромное количество замечательных литературных произведений и целую плеяду учеников... И.Лернер, И.Якир, М.Сакциер, М.Харац, Енты Маш, Моше Альтман, Иосиф Бург - люди, которые прославили еврейскую литературу. А сколько было людей, для которых выходец из маленького бессарабского местечка зажег рукотворную звездочку истинной духовности, национального самосознания, ощущения себя полноценным и полноправным человеком.

Элиезер Штейнбарг - наша гордость и наша любовь. Он родился в 1880 году. Бессарабия тогда входила в состав России. Нет смысла отдельно останавливаться на том, как относилось царское правительство к евреям, - все мы это прекрасно знаем. Но Бессарабия была на границе Государства Российского. Столицы были далеко. Антисемитское, черносотенное мракобесие тоже. Может быть, поэтому евреи здесь чувствовали себя иначе. Близость Европы давала себя знать. Как аналогию, приведем примеры Польши и Финляндии. Они тоже были колониями России, но, тем не менее, имели свои конституции, чего не имела собственно Россия. Так что неисповедимость путей имеет порой и свою логику.

А, впрочем, так ли это важно... Может быть, важнее наличие мощной общины - деловой, энергичной, хранящей свои традиции, имеющей мудрых наставников, учителей, толкователей священных книг... И еще... Вокруг была волшебная природа. Небо, наполненное теплом, прозрачной синей глубиной и золотом солнечного светлого благословения. Может быть, важнее услышанные поэтом в детстве пьянящие звуки тонкой печали еврейской скрипки, перекликающиеся с грассирующими ручейками, бисером трелей молдавского ная. Может быть, важнее любовь к людям, миру, всему окружающему, которая жемчужной искоркой, драгоценным семенем была посажена Всевышним в благодатную, благодарную, благородную почву его души, чтобы превратиться со временем в волшебные всходы и стать частицей Вечности...

  Б-г  даровал Штейнбаргу талант. Но так уж повелось - истинный талант всегда должен пробивать себе дорогу. И проблема хлеба насущного не минует его, как никого на этой земле. Пришлось реб Элиезеру, учителю идиша и иврита, покочевать по родной Бессарабии. Наверное, это было нелегко человеку, но как полезно поэту! Сколько впечатлений, характеров, образов... И накопленного опыта - опыта жизненного и опыта души. Ведь почему-то по этим же дорогам отправили небеса судьбы когда-то кочевать и великого Пушкина...

Учитель - учил. Поэт и драматург - писал. А потом была встреча в Одессе с гениальным Бяликом, который пришел в восторг от тонкой иронии и глубинной мудрости услышанных басен. "Еврейский Эзоп" родился. Его творчество было признано.

А после была война. Первая, действительно мировая. Миллионы судеб были брошены в это страшное горнило. Миллионы людей, как невесомую листву, смело раскаленным ураганом с насиженных мест. Война изменила и судьбы территорий и государств.

В 1917 году прекратила существование Российская империя. В 1918 - Австро-Венгрия. Бессарабия и Буковина стали частью единого государства - Королевства Румынии. И в 1919 году Элиезер Штейнбарг переезжает в столицу буковинского края - Черновцы. Это была действительно столица - и финансовая, и промышленная, и духовная. А для евреев особенно. Воистину, нужно отдать должное толерантному, благосклонному отношению австрийских властей к евреям. Что говорить, достаточно одного факта. Единственного во всей европейской истории. Буковинский сойм признал евреев одной из пяти "основных" (теперь применяется понятие "титульных") наций Герцогства Буковины. Но и отблагодарили евреи сторицей. Не будем уже говорить о развитии промышленности, сельского хозяйства, финансового дела. Посмотрим просто на облик "старого города". Разве это административный центр заштатной провинции? Нет, это воистину, не люблю слово "маленький", поэтому напишу "карпатский Париж".

В те годы еврейская община Черновцов (культусгемайнде) - очень заметное во всех смыслах явление. С 1904 года ее возглавлял адвокат, депутат буковинского сойма и австрийского парламента Бенно Штраухер. За счет пожертвований богатых филантропов община располагала такими финансовыми ресурсами, что могла решать, практически, все социальные проблемы своих членов, удовлетворяя их религиозные, бытовые и духовные потребности.

Синагоги, молельные дома, приюты, больницы, школы, цеховые объединения, клубы, спортивные и молодежные организации. Среди них достойное место заняли и "Шулфарейн" - "Школьные объединения", возглавляемые Штейнбаргом и Мангером, и "Моргенройт" - культурный центр "Бунда", в котором Штейнбарг играл заметную роль.

Действительно, в Черновцах он попал в истинно дружескую среду. Здесь по достоинству оценили его опыт и знания, его человеческие качества. К нему тянулись любители и знатоки идиш, писатели, художники, творческая интеллигенция. К нему тянулись дети и взрослые. Он был инициативным, добрым, светлым, щедрым, открытым. У него был талант творца. У него был талант человека.

Сначала вышли в свет два его букваря - идиш и иврит. Самые популярные тогда в Черновцах художники - Рубин, Лернер и Кольник иллюстрировали их. Инсценировки его драм и стихотворений, осуществленные под руководством автора, пользовались огромным успехом. Среди детей, которые участвовали в этих спектаклях, были замечательный кантор Моше Ойшер и всемирно известный тенор Йозеф Шмидт. Его творческий багаж был огромен - 7 томов драм и стихотворений, два тома басен. Несмотря на то, что они не были напечатаны, а оставались в рукописях, люди знали и любили их. Эти произведения всегда были желанными на литературных вечерах. Простой язык, ясность стиля, высокая одухотворенность - так оценивали критики стихи, басни, пьесы писателя. Так оценивали их и непрофессионалы, для которых творчество мастера было и утешением, и наукой, и развлечением, и одухотворением.

В марте 1932 года, когда уже печатался первый том его басен, Элиезер Штейнбарг ушел в вечность. Тысячи людей пришли отдать Учителю последний долг. Таких похорон удостаивались только самые выдающиеся черновчане.

Община поставила Мастеру прекрасный памятник, на котором цитата из его басни:

"Троерик, киндер, аф дер велт, дер брейтер, громер! Битер! Мит а мошл хочь зих квикл ломир!".

"Грустно, дети, в мире вольном и широком! Горько! Пусть хоть притча нас утешит ненароком!".

Он действительно утешал, он действительно помогал, он действительно учил, творил. Он создавал Вечность... Еврейскую Вечность...

В начало страницы

«Еврейский Обозреватель» - obozrevatel@jewukr.org
© 2002 Еврейская Конфедерация Украины - www.jewukr.org