«Еврейский Обозреватель»
ЕВРЕЙСКАЯ УКРАИНА
9/28
Май 2002
5762 Ияр

НОВАЯ ЖИЗНЬ ЦЕНТРАЛЬНОЙ СИНАГОГИ
ИСААК НОВОСЕЛЕЦКИЙ
На главную страницу Распечатать

После 70 лет запустения и разрухи вновь функционирует центральная синагога Винницы, ставшая сегодня нашим Общинным домом.

Немного истории. Синагога была основана в 1904 году на средства Винницкого купца Якова-Менделя Лившица и его жены Хаи. Проект синагоги осуществил один из видных зодчих того времени Николай Артынов. Прекрасной формы купола, изящные оконные проемы, оформление каждого из них - произведение искусства. Величественной она предстает на фотографии в журнале "Безбожник" за 1929 год - рупоре воинствующих атеистов, хотя на ней запечатлен митинг "еврейского трудового народа", требующего закрытия храма.

Именно центральная синагога Винницы первой стала жертвой мощного похода советской власти против религии в конце 1920-х годов. Центральная синагога была закрыта в соответствии с решением ВУЦИК от 14 марта 1929 г. Следует заметить, что именно в тот период были закрыты все 13 синагог Винницы. С того дня советская власть стала собственницей здания, и его назначение менялось вместе со сменой городского руководства. Бывшей синагоге суждено было быть культурным центром, филармонией, кукольным театром.

Волей злого рока в годы немецкой оккупации в подвале бывшей синагоги фашисты устроили вещевой склад, куда свозили одежду и имущество расстрелянных евреев.

После войны религиозная еврейская жизнь ушла "в подполье", периодически подвергаясь нападкам властей. Широко спланированный удар советской власти на религиозные общины пришелся на 1953 год, сразу же после смерти Сталина. Винничане хорошо помнят нашумевшее дело "антисоветской группы еврейских клерикалов".

В результате были арестованы старейшие члены Еврейской религиозной общины. Наличие в их домах литературы, религиозной атрибутики с еврейской символикой отождествлялось с антисоветской деятельностью и сионизмом, с которым советская власть вела постоянную борьбу.

Судьба улыбнулась нам только после провозглашения независимости Украины. В 1992 году был издан Указ Президента Украины, которым предусматривалась передача синагог религиозным общинам в постоянное пользование, но домовладение было зарегистрировано за религиозной общиной только в 1996 году. Так уже сложилось, что именно на мою долю выпало заниматься возвратом синагоги еврейской общине. Наверное, это удалось потому, что я был председателем депутатской комиссии горсовета по гласности и законности. Не буду долго останавливаться на том, с каким трудом и мытарствами мы возвращали общине синагогу. Скажу только, что вопрос о возврате здания выносился на заседание горисполкома восемь раз!!!

В 1995 году евреи города, оказав доверие, избрали меня главой иудейской общины, и началась работа по восстановлению совершенно разоренного и полуразрушенного здания. Именно на том этапе к восстановлению синагоги подключились раввин Лейбл Суркис и "Джойнт", оказавшие финансовую поддержку.

Как бы там ни было, в 1997 году на Рош а-Шана наша синагога открыла свои двери, и вознеслась к высокому куполу молитва с благодарностью Б-гу и людям за ее возрождение. Перед нами стоял выбор: либо развиваться исключительно по религиозному пути, либо же синагога будет выполнять еще и роль культурно-просветительского центра, Общинного дома. Мы выбрали второе. Так появилась модель возрождения религиозной и общественно-культурной жизни евреев Винницы через Центральную синагогу - наш Общинный дом.

Каждый Шабат в синагоге многолюдно. В молельном зале есть все, что нужно для исполнения религиозных обрядов. Свитку Торы, переданному в нашу синагогу из маленького местечка Черневцы, уже более 100 лет. Молитву ведет в основном Борис Шаперштейн, поскольку раввин Лэйбл Суркис редко наезжает в город из далекой Америки. Поэтому главный вопрос, который мы пытаемся решить с Яковом Дов Блайхом, - это то, что Центральной синагоге нужен раввин, постоянно живущий у нас в Виннице.

Пасхальные седеры в этом году собрали большое количество людей. И что примечательно, за столами сидели не только пожилые люди, но и молодежь, которую сумела собрать религиозная организация "Эш а-Тора". Наша библиотека насчитывает 10 тысяч томов книг, 400 журнальных подшивок, есть обширная видео- и аудиотека, собрание старинных пластинок. В фондах библиотеки - много литературы религиозного содержания. Активно работает клуб "Идишкайт", на занятиях которого изучаются религиозные устои и традиции нашего народа, люди возвращаются к еврейской жизни.

Каждое воскресенье раскрывает двери лекторий. Тематика его разнообразна. Обзор прессы - прерогатива Игоря Деснера; лекции о международном положении, которые читает профессор Балицкий, - собирают немало слушателей и заканчиваются дискуссиями. Слушатели всегда с нетерпением ждут лекций Фаины Винокуровой, заместителя директора Винницкого регионального архива. История и традиции евреев Подолии, Холокост на Винничине - это далеко не полный перечень ее содержательных выступлений. По рекомендации нашей общины она участвовала в ряде международных конференций по Холокосту, последняя состоялась в Оксфорде, где Винокурова выступила с лекцией "Холокост на Винничине".

В нашем Общинном доме работают танцевальный ансамбль "Миколь Халев". В репертуаре ансамбля хасидские, израильские, старинные еврейские танцы. Есть и свой театр. Он ставит произведения Шолом-Алейхема, Менделя Мойхер-Сфорима, Переца Маркиша. Об уровне его актеров свидетельствует и такой факт, что нашему театру - единственному в области из числа национальных присвоено звание народного.

Вот уже скоро год, как при нашем Общинном доме организован клезмерский ансамбль "Переплет", в репертуаре которого поистине переплетаются музыкальные произведения и мелодии разных народов. В июне прошлого года этот коллектив стал победителем областного фестиваля "Всі ми діти твої, Україно!". Впрочем, не все так хорошо и радужно. Проблем хватает.

В Виннице проживает около трех с половиной тысяч евреев, что менее одного процента общего числа населения города. И, тем не менее, кроме Центральной синагоги и Общинного дома на Соборной, 62, в городе и области действуют хесед, городская община, культурологическая организация "Мишпаха", финансируемые "Джойнтом", и пять (!) религиозных общин. Наша же Центральная синагога функционирует за счет пожертвований спонсоров, которых ныне не так просто найти. Цдаки прихожан, посильной помощи Якова Дов Блайха не хватает на активную работу. "Джойнт" же, несмотря на то, что в числе наших прихожан немало подопечных хеседа, в том числе бывших узников гетто и концлагерей, ветеранов войны и труда, не предоставляет нам помощи.

По какой причине, мы не знаем, но едва ли это политика такой уважаемой организации, как "Джойнт". Скорее всего, тут замешаны личные симпатии и антипатии отдельных функционеров - типичные спутники "иудейских войн".

Слава Б-гу, мы живем в стране, ставшей на путь демократического развития, где людей не преследуют за религиозные убеждения. Еврейские организации, в том числе религиозные общины, растут, как грибы. Хорошо, когда синагоги и общины создаются и открываются по истинно религиозным убеждениям. Совсем плохо, а таких фактов хватает, когда это делается для получения средств спонсоров, и народные деньги оседают в карманах отдельных руководителей. Но, несмотря на все перипетии еврейской жизни, Винницкая иудейская религиозная община открыта для сотрудничества со всеми, кто действительно стремится нести добро и мир людям.

В начало страницы

«Еврейский Обозреватель» - obozrevatel@  jewukr .org
© 2002 Еврейская Конфедерация Украины - www. jewukr .org
Мебель из массива изготовление мебели.