«Еврейский Обозреватель»
ЕВРЕЙСКАЯ УКРАИНА
9/28
Май 2002
5762 Ияр

ЛЕВ ПИНСКЕР В ИСТОРИИ
ЕЛЕНА АЙЗИНА
На главную страницу Распечатать

"Израиль - великой Одессе" - так называется проект Израильского культурного центра, начало которому было положено во время Дней культуры Израиля, не так давно прошедших в городе. Тогда были открыты мемориальные доски Меиру Дизенгофу (первому мэру Тель-Авива) и Шимону Дубнову (выдающемуся еврейскому историку, философу, общественному деятелю). Новая торжественная церемония состоялась на улице Ришельевской, 44/46. Здесь увековечена память еще одного замечательного одессита, внесшего неоценимый вклад в дело еврейского возрождения, - Льва (Леона) Пинскера.

"Для меня огромная честь быть здесь, в центре Одессы, и говорить с вами об одном из основателей еврейского национального движения", - сказал, открывая церемонию, заместитель генерального директора израильского правительственного бюро "Натив" Цви Кантор. А Главный раввин Одессы и области Шломо Бакшт отметил, как важен для сегодняшних поколений сам жизненный урок Льва Пинскера: "Он учит нас, как надо относиться к еврейству и - в то же время - как надо относиться к стране, в которой ты живешь. Сам Пинскер всю свою жизнь учился, он был человеком думающим, понимал - в жизни нет мелочей, всегда необходимо смотреть в глубь вещей, анализировать, искать ответ на вопрос - что необходимо сделать, чтобы достичь желаемого результата. Благодаря только таким людям великие идеи воплощаются в великие дела...".

"Быть битым и поносимым, потому что ты еврей, или по той же самой причине нуждаться в защите - одинаковое унижение: и то, и другое ранит в сердце еврея человеческое достоинство... Поэтому - не милость народов мира в виде формального равноправия, а самоосвобождение еврейского народа! Надо стремиться к национально-политическому единству и независимости. А чтобы избавиться от положения вечных странников, нам нужна собственная страна - прибежище". Это строки из "Автоэмансипации" - знаменитой работы знаменитого одессита Льва Пинскера, увидевшей свет в 1882 году в Берлине и восторженно встреченной на родине автора. Особенно - в Одессе, где семья Пинскеров уже до этого была очень известна. Отец Льва - Симха Пинскер - являлся основателем одной из еврейских школ города, был преподавателем еврейской истории, археологом, выдающимся знатоком старинных еврейских рукописей. Заслуги Пинскера-отца были настолько велики, что русское правительство наградило его двумя золотыми медалями, город назвал его своим почетным гражданином, а одесская еврейская община обеспечила пожизненной пенсией - в 300 рублей...

Лев Пинскер родился в 1821 году. Начальное образование получил в школе своего отца. Затем были одесский Ришельевский лицей, медицинский факультет Московского университета, лечебная практика - причем не только "цивильная", но и военная: Лев Пинскер самоотверженно трудился в госпиталях во время Крымской кампании. Перелом и в мировоззрении, и в самой жизни преуспевающего врача, видного благотворителя, общественного деятеля и просветителя, стоящего за максимально широкое приобщение еврейства к русской культуре, произошел в начале 1880-х годов.

Лев Пинскер был потрясен погромами 1881 года и отстраненно равнодушным отношением к ним российской интеллигенции. Тогда-то и была написана "Автоэмансипация", и шестидесяти лет от роду Пинскер, уступая многочисленным просьбам, становится признанным лидером движения "Ховевей Цион" ("Друзья Сиона"). Вскоре черноморский город превратился в ведущий российский центр колонизации Эрец-Исраэль, именуемый еще и так - "Ворота в Сион".

Игаль Котлер, автор книги "Очерки из истории евреев Одессы", анализируя различные документы того времени, приводит и выдержки из полицейских отчетов: "Доктор Лев Семенович Пинскер состоит в Одессе во главе общества "Монтефиоре", цель которого есть способствование евреям, поселившимся в Палестинских колониях, заниматься хлебопашеством и вообще земледелием. ...Доктор Лев Пинскер уже немолодых лет, одесский старожил, человек с высоким образованием и пользуется действительно большой популярностью и авторитетом не только в среде евреев, но и в кругу вообще образованных людей. ...Как доктор Пинскер, так и доктор Лион, и Лилиенблюм - истые евреи, фанатически душою и телом преданные еврейскому делу в самом обширном смысле этого слова".

Лев Пинскер умер в Одессе в 1891 году. Как отмечают историки, с его уходом "завершилась целая эпоха в еврейском движении за национальное возрождение. Пинскер был не только первым ведущим идеологом национального возрождения, но и душою этого движения, его нравственным авторитетом". В 1934 году прах Льва Пинскера был перенесен и перезахоронен в Иерусалиме.

В начало страницы

«Еврейский Обозреватель» - obozrevatel@  jewukr .org
© 2002 Еврейская Конфедерация Украины - www. jewukr .org