Еврейский Обозреватель
КУЛЬТУРА
7/26
Апрель 2002
5762 Нисан

ПАМЯТИ ЛЮБОВИ ПИЕВСКОЙ
АЛЕКСАНДР БУРАКОВСКИЙ
На главную страницу Распечатать

Так уж,   к  сожалению, повелось: пока жив человек - о его доброте, талантах, искренности чаще всего не вспоминают. Еще в древности философы говорили: "Грехи людей мы пишем на металле, их доблести - выводим на песке".

В полной мере эта грустная формула применима и  к  Любови Пиевской, скончавшейся в одночасье, едва отметив свое 75-летие.

Мы познакомились в 1988 году в Киеве на Подоле в доме Натана Шапиро, одного из энтузиастов еврейского возрождения в Украине. Тогда едва начался период горбачевской перестройки-оттепели, когда гласность и плюрализм стали неожиданной реальностью.

Любовь Аврамовна Пиевская была мотором и энтузиастом всех начинаний в доме Шапиро. Тогда его постоянными посетителями и энтузиастами еврейского возрождения были Илья Рыжавский, Семен Авербух, Давид Голдовский, Лев Киселевский, Бэба Лопата, Ефим Винницкий, Фаина Нейман, Сима Бронштейн и многие другие.

Именно она, Любовь Пиевская, организовала и была душой проведения первого в Киеве (и одного из первых в Украине) "еврейского съезда", на котором 28 декабря 1988 года легально возникло Киевское общество еврейской культуры (КОЕК).

Многие активисты Общества уговаривали Пиевскую быть его председателем. Отказалась. Сказала: "Не женское это дело". Максимум, на что она согласилась: быть заместителем председателя КОЕК.

Сколько энтузиазма и зажигательности несла она в себе, вдохнула в поначалу робкую, с оглядкой еврейскую жизнь города! Это по ее инициативе и непосредственном участии возник, развился, расцвел первый в Киеве и в Украине народный еврейский хор "Фаргенигн", участниками которого были люди, перешагнувшие далеко за пятьдесят. Но они еще хорошо помнили мамэ-лошн. Среди них были не только в прошлом профессиональные певцы, чтецы и танцоры, но и энтузиасты еврейской песни.

В это время Пиевская была уже одним из лидеров Киевского еврейского культурно-просветительского общества им. Шолом-Алейхема (КЕКПО). Именно в КЕКПО в полную силу расцвел талант Любови Аврамовны. Не проходило ни единого еврейского праздника, где бы не выступал хор "Фаргенигн", в репертуаре которого были, преимущественно, песни на языке идиш. И люди, слушая их, без стеснения утирали слезы. То ли слезы радости, то ли - печали? Пока мы помним, мы живем.

Провозглашение независимости Украины 24 августа 1991 года не только открыло возможности для возрождения еврейских традиций, роста числа еврейских общественных организаций, но и подняло на поверхность потенциальные антисемитские силы, теперь уже открыто выступавшие против евреев. Многие лидеры еврейских организаций старались не замечать этого, говорили: "Бороться с антисемитизмом - не дело евреев, пусть этим занимаются украинцы". Любовь Аврамовна очень переживала свое бессилие, говорила в сердцах: "Ну, что же мне делать?  К  сожалению, я не политик. Мое оружие - еврейская песня".

И она пела. И составляла программы концертов. И искала еврейские таланты. И приглашала профессиональных аккомпаниаторов, дирижеров. И все это - на энтузиазме, безо всякой финансовой поддержки. КЕКПО, где возник и расцвел "Фаргенигн", также не имел никакой финансовой поддержки со стороны.

Уже позднее, когда "Фаргенигн" стал профессиональным ансамблем благодаря усилиям Михаила Шикульского, хор стал в какой-то мере самофинансируемым, окупаемым, самостоятельным. Однако  к  этому времени жизнь вынудила Любовь Пиевскую эмигрировать в Америку. Но и здесь ее еврейская душа нашла отдохновение в организации очередного еврейского хора-ансамбля уже в далеком городке Лин под Бостоном. И, я думаю, не только в еврейском хоре было дело. Главное, что вдохновляло Пиевскую: вернуть евреям чувство национального достоинства, национального самосознания, гордость за свой народ.

Вспоминая о Любови Аврамовне Пиевской, нельзя с огромной болью не констатировать: как слаба людская память, как недолговечна. Как беспечно мы относимся друг  к  другу. Как несправедливо забываем тех, кто первым протоптал тропинку, по которой многие пошли вслед, даже не задумываясь о первопроходце. Ничего с этим не поделаешь, увы!

Тем не менее хочется верить, что наступит такое время, когда на родине Любови Пиевской, в родном ей городе Киеве, вспомнят о таких людях, как она. И, по крайней мере, назовут существующий до сих пор уже широко известный еврейский хор-ансамбль "Фаргенигн" именем его первого лидера, исполнителя и организатора - Любови Аврамовны Пиевской.

В начало страницы

«Еврейский Обозреватель» - obozrevatel@jewukr.org
© 2002 Еврейская Конфедерация Украины - www.jewukr.org