Еврейское сознание двойственно: с одной стороны - строгие запреты и рекомендации для каждого момента повседневной жизни, с другой - еврею не прожить без ожидания чуда, без мира фантазии, без тайны, без осознания эфемерности материального. Мир еврея - диалог с Б-гом, ТаНаХ, Талмуд, Галаха, Агада, а вокруг - современный город. Материальное и духовное - две створки одной раковины. В хасидской традиции поиски путей к Вс-вышнему вполне уместны посредством чувства и вдохновения. Сокровенные тайны мироздания открываются скорее сердцу, чем разуму. Очевидно, то же можно сказать и о тайнах творчества, секретах искусства. Реально ли произведение художника без вложенных в него эмоций, вдохновения? Но и "носиться по морю чувств без руля и без ветрил" профессионалу не гоже. Да и не свойственно это Павлу Фишелю, выставка которого прошла в феврале в галерее "Дім Миколи".
Очень логично и рационально выстроена экспозиция. Благодаря тому, что для каждой работы найдено точное место, поток впечатлений приводится в порядок, а нарушения запланированы автором. Некогда Фишель уделял много внимания расчету в искусстве, но, как он сам говорит, понял, что после скрупулезного расчета необходим умышленный сбой. А если сбой вне планов автора? Если в работе проявилась некая случайность, неподвластная художнику, но сделавшая произведение более притягательным, интригующим? Кажется, что перспектива идти на поводу у случая Павла не прельщает. Профессионал всегда стремится к запланированному результату. Однако законченная работа живет отдельной от автора жизнью и, что бы он ни говорил, диалог уже не с ним, а с его произведением. У изобразительного искусства свои выразительные средства. Бесспорно, объяснения, комментарии художника интересны, особенно такого "хахама", как Павел. Но зритель уже волен их принимать или не принимать. Каждый видит нечто свое в тенях, отражениях рисунков серебром на прозрачной поверхности стекла, в причудливых деревянных конструкциях, бумажных рельефах.
Павел Фишель - художник театра. Его преподавателем в Украинской академии искусств был классик театрально-декорационного искусства Д.Лидер. На выставке представлены эскизы к спектаклю Национального академического драматического театра им. И. Франко "Дон Кихот". Театральный спектакль - живой организм. Вот где так необходимы импровизация, свобода передвижения в пространстве, свойственные Фишелю.
Все это было характерно для художника и при оформлении фестиваля еврейской книги, который прошел в декабре 2001 года в Киевском общинном центре "Подсолнух". Декорации закрыли, сделали невидимыми, нереальными стены общинного центра, настоящим, действительным стал Киев начала ХХ века. Мостик из эпохи в эпоху был переброшен мастерски. Фоном для сюжетов из жизни старого города был вечный древний еврейский шрифт. В исконно еврейском искусстве микрографии вполне отразилась тяга автора к "математическому" расчету отношений шрифтового листа и интуитивного чувства меры и пропорций.
В графических листах на тему "Молитва" также задействован еврейский шрифт, на этот раз буквы уходящие, эфемерные, своим исчезновением скрывающие потаенное, к чему приблизиться практически невозможно.
Выставка Павла Фишеля "Комментарии" проходила в рамках программы "Агада" Института иудаики, основная цель которой - организация выставок работ художников, в творчестве которых есть еврейская тема.
В то же время четко, без запинки ответить на вопрос, что же это такое - "еврейская тема в изобразительном искусстве", не просто. Великий Шагал в книге "Моя жизнь" писал: "Если бы я не был евреем (в том смысле, который я вкладываю в это слово), я бы никогда не стал художником, или был бы другим художником...".
Очевидно, за то, что выставка состоялась, нужно поблагодарить и автора (конечно же, в первую очередь), и зрителей, и тех, кто оказал поддержку в ее организации, а это Американский еврейский распределительный комитет "Джойнт" и Еврейская Конфедерация Украины. |