В Храме Христа-Спасителя состоялась пресс-конференция митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата на тему "Пятилетие официального сайта Московской патриархии и вопросы церковной жизни". Поскольку повод для пресс-конференции был весьма формальным, митрополиту задавались самые разные вопросы: взаимоотношения РПЦ с Ватиканом, положение православия в Украине, отношение церкви к борьбе с терроризмом - словом, все те вопросы, которые широко обсуждаются в СМИ.
Нами же пресс-конференция рассматривалась как едва ли не единственная возможность узнать официальную позицию РПЦ по поводу ситуации, сложившейся в Екатеринбурге. А именно: в декабре 2001 года по заявлению Конгресса национально-культурных автономий Свердловской области (16 национально-культурных объединений) Генпрокуратура по Уральскому федеральному округу возбудила в отношении Екатеринбургской епархии уголовное дело по статье 282-й по факту распространения материалов, разжигающих национальную и религиозную ненависть. Свое заявление Конгресс национально-культурных автономий направил и в Московскую патриархию, но ответа оттуда не получил.
Свой вопрос мы сформулировали так: "Как вы прокомментируете факт издания по благословению архиепископа Пермского и Соликамского Афанасия книги Сергея Нилуса "Близ есть, при дверех", а также распространение этой книги через иконные лавки Екатеринбургской епархии или в православных храмах? Считаете ли вы, что эта книга разжигает национальную и религиозную вражду, и являются ли вошедшие в нее "Протоколы сионских мудрецов" фальшивкой?".
- Я специально исследовал этот вопрос, - ответил митрополит. - Никаких благословений на издание этой книги епархия не давала. Факт распространения книги в каких-то торговых точках не является результатом указаний правящего архиерея. Отношения между христианской православной и иудейской общинами в Екатеринбурге очень хорошие. Совсем недавно меня информировали о том, что раввин вместе с архиепископом посетили то ли дом престарелых, то ли детский дом для оказания гуманитарной помощи. Поэтому, мне кажется, чтобы эта тема была исчерпана, важно, чтобы обе стороны в Екатеринбурге развивали свое сотрудничество в соответствии с теми принципами, которые обе религиозные общины исповедуют. Наше отношение к людям других религиозных убеждений, включая иудейскую общину, строятся не на различного рода литературе, в частности, той, которую вы упомянули, а на конкретных источниках: на Святом писании, на творении святых отцов. А для того, чтобы было всем понятно, о чем идет речь, - на основах социальной концепции Русской православной церкви. РПЦ строит свои взаимоотношения именно на этом, а не каком-то другом фундаменте. Я бы хотел, чтобы эта позиция была ясно всеми понята, и никаких двусмысленных положений в этом нашем отношении к людям, разделяющим другие религиозные взгляды, включая иудейскую общину, не существует.
- А что "Протоколы сионских мудрецов"? Считаете ли вы это произведение фальшивкой?
- Здесь надо открыть целую сессию и посвятить ее рассмотрению этого вопроса. Я не хотел бы сейчас концентрировать внимание на этом частном вопросе. Я вам изложил позицию Русской православной церкви в принципе.
Таким образом, РПЦ все еще не готова признать факт, неоднократно научно доказанный: что приписанный евреям документ (якобы украденный с Первого сионистского съезда) был написан специально для разжигания ненависти к евреям. Оказывается, ответ на этот вопрос все еще требует долгой дискуссии. И за век, прошедший с момента написания "Протоколов", времени на нее не нашлось. Однако этим вопросом обсуждение темы антисемитизма на пресс-конференции не ограничилось.
Митрополиту пришлось несколько конкретизировать свой ответ, когда корреспондент сайта sem40.ru попросил прокомментировать факт публикации в журнале Свято-Пантелеймоновского храма Екатеринбурга "Православный вестник" поэтического произведения иеромонаха Романа "Стихи о России", где есть такие строки: "Шолом!", - визжат пейсатые мужи. Антихристы Антихриста встречают. Их час настал! На троне - жидовин!".
- Я не понимаю, кто имеется в виду - Березовский? - спросил митрополит. - О ком речь идет? Это собирательный образ или автор имеет в виду конкретную личность? На престоле у нас людей еврейской национальности не было. Ельцин русский был, Путин - русский. О ком речь идет? Я бы очень не хотел комментировать такого рода вещи потому, что здесь, действительно, какая-то странная историософия заложена. Либо просто проявление антисемитских настроений, которые не разделяются православной церковью и являются чуждыми для христианства. Это может быть и фальсификация.
Но если это просто комментарий к деятельности Березовского, то это другой разговор. В любом случае я хотел бы знать, что за этим стоит. В отношении Бориса Абрамовича я должен сказать следующее. Когда я беседовал с посетившим Москву представителем тогдашнего премьер-министра Израиля Нетаньяху о конфликте между Гусинским и Березовским, сотрясавшем основы нашей общественной жизни, то сказал ему: "Не могли бы вы как-то из Тель-Авива подействовать - все-таки ваши люди?". На что помощник Нетаньяху мне сказал: "Простите, Гусинский - наш, Березовский - ваш". Видимо, имелось в виду крещение Бориса Абрамовича православной церковью.
Еще раз хочу сказать: нет антисемитизма у Русской православной церкви. Мне недавно один раввин сказал замечательную вещь. Я его спросил, как он относится к тому, что православный священник приходит в среднюю школу? Положительно. Почему? Тогда из этой школы точно уйдет антисемитизм.
Православие не совместимо с национальными фобиями. Как и все христианство. Вот принципиальный ответ на всю эту проблематику. Но при всем этом я не считаю, что люди той или иной национальности должны находиться вне критики, если они нарушают закон.
Иногда бывает так: начинают критиковать одного из олигархов, который слишком распространяет свою власть на жизнь общества, раздаются голоса о том, что это антисемитизм потому, что олигарх принадлежит к еврейской национальности. Я против этого. У нас все равны перед законом и должны быть одинаково доступны критике вне зависимости от национальности.
Не очень понятно, как может митрополит узнать в жидовине человека, крещенного в православие? Разве христиан различают по этническому признаку? Совсем не понятно, почему митрополит считает допустимым говорить о российских гражданах израильтянину как о ваших? Возможно, в частной беседе такая шутка воспринимается как крайне удачная. Но какие частные беседы могут быть между митрополитом и представителем премьер-министра иностранного государства, да и о какой частной беседе официальный представитель станет рассказывать на пресс-конференции?
В общем, вопросов митрополиту можно было бы задать еще множество.
"Иностранец", Москва |