Еврейский Обозреватель
МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
4/23
Февраль 2002
5762 Адар

НАПЕВ МОЖЕТ ВОСКРЕСНУТЬ ИЗ МЕРТВЫХ
ОЛЬГА ЯКОВЛЕВА
На главную страницу Распечатать

Каждый народ обладает своим собственным напевом - гласит хасидская мудрость, -   и  нет народа, поющего чужую песню. Так  и  еврейская народная музыка наделена особым духом. Проходя через века  и  страны, эта музыка создавала свой неповторимый облик, особый эмоциональный строй, корни которого уходят в глубь уникального национального мироощущения. Ицхок-Лейбуш Перец писал об этом так: "Одними  и  теми же звуками можно вознестись на самую высокую ступень вдохновенного горения  и  проникновенности, а можно низвергнуться на самое дно преисподней... Тон - только плоть напева; ему еще нужна душа! А душа напева - это уже чувство, идущее от человека: его любовь, его гнев, милосердие, месть, сердечная тоска, раскаяние, горе - все, все, что человек чувствует, может он вложить в напев,  и  напев живет".

Еврейская народная музыка - это тема, оставляющая огромный простор для исследования. Интерес к ней в последнее время все возрастает,  и  в связи с этим огромное значение имеет издание уникального труда классика еврейского этномузыковедения Моисея Яковлевича Береговского "Еврейские народные музыкально-театральные представления", подготовленное коллективом Института иудаики.

Основной задачей этой работы, посвященной традиционным народным представлениям, исполняемым в праздник Пурим, по определению автора, была публикация собранных  и  записанных им пьес из репертуара еврейского народного театра с полным музыкальным текстом. Наиболее известный пуримский спектакль "Ахашверош-шпиль" приводится им в семи вариантах. Кроме этого сборник включает в себя образцы пьес: "Мудрость Соломона", "Благословения Иакова", "Продажа Иосифа"  и  "Давид  и  Голиаф", "Заклание Исаака". Работа посвящена исследованию музыкального языка пуримшпилей, условий  и  формы бытования этих народных музыкально-театральных пьес.

Работе над "Пуримшпилями" Береговский посвятил почти тридцать лет. Эта идея, как мечта, жила в нем  и  в страшные годы войны,  и  после ареста во время пребывания в советском концлагере,  и  в сложный последующий период. После смерти ученого его жена Сарра Иосифовна писала в письме от 3 декабря 1961 г.: "На столе Моисея осталась незаконченная работа: он должен был сократить свои "Пуримшпили"  и  к августу представить их в издательство, т.к. книга эта была принята к печати... Вы можете себе представить, как он был окрылен этим. Не суждено было ему увидеть свои работы напечатанными. Даже та книга, которая уже несколько лет "печатается"  и  должна была в июне увидеть свет, тоже задержалась,  и  Моисей ее так  и  не увидел".

Пятитомный труд Моисея Береговского "Еврейский музыкальный фольклор" совершенно справедливо принято сейчас называть энциклопедией. К сожалению, только один том был издан при жизни автора. Многолетняя история борьбы ученого за издание второго тома пятитомника достойна отдельной статьи. Хасидская мудрость гласит: "Когда человек поет  и  не может возвысить свой голос, то приходит другой  и  поет вместе с ним - тот, кто способен возвысить свой голос.  И  теперь первый тоже способен сделать это".

Величайшая ценность материалов, собранных экспедициями Береговского, - в том, что они сохранили для будущих поколений богатейшую музыкальную культуру, практически погибшую во время Холокоста. Голоса людей, многие из которых не пережили войну, звучат  и  сегодня. Моисей Береговский, как истинный народный музыкант, стремился воспринять традицию поколений для того, чтобы передать ее следующим,  и , к счастью, ему это удалось. Он вдохнул новую жизнь в затихающий напев,  и  напев живет...

Береговский М.Я. Еврейские народные музыкально-театральные представления. - Киев: Дух  и  литера, 2001.
В начало страницы

«Еврейский Обозреватель» - obozrevatel@jewukr.org
© 2002 Еврейская Конфедерация Украины - www.jewukr.org