Рядом с нашим общинным домом шумит стройка. Горожане интересуются: "Что здесь будет?" Отвечаем: "На месте строительной площадки будет стоять синагога биробиджанской еврейской религиозной общины "Фрейд". И не только. В новом (точнее сказать, в капитально обновленном) здании разместится и наша воскресная школа, и - представьте себе - кошерный ресторан, в котором найдется место и для благотворительной столовой. Не станем гадать, что сталось бы с полузаброшенным домом, если бы "Фрейд" не стремилась к возрождению полноценной еврейской жизни в радиусе своего действия. Впрочем, давайте побеседуем на эту тему с председателем совета общины Львом Тойтманом.
- Лев Григорьевич, евреев без синагоги нам представить себе как будто гораздо легче, чем синагогу без евреев, не правда ли?
- В наше время, наверное, это еще можно - представить себе еврея, который ни разу в жизни не переступал порога бейт-кнессет. О принадлежности многих из нас к конкретному народу свидетельствовала разве что графа в старом советском паспорте. И уж не буду говорить о том, что нам это давало или чего лишало, но через два-три десятка лет от "евреев без синагоги", пожалуй, что и следа не останется. А вот синагогу без евреев я вообразить себе просто никак не могу. Кто ее построит для нас, но без нас? А спрашивать, для чего нам нужен дом молитвы, по-моему, все равно, что спросить: " А для чего еврею вообще надо быть евреем?" Биробиджанская наша диаспора и без того немало утратила. Особенно за последние пятьдесят-шестьдесят лет. Не говорю о языке Торы - мы и идиш понимаем с трудом. А когда в городе в послесоветские годы наши энтузиасты начали по мере сил своих восстанавливать элементы еврейской культуры, выяснилось: почти за любым еврейским обычаем, за словами песни, за рецептом национального блюда стоят законы, правила, заповеди, которые можно отыскать только в истории нашего народа. Без ее знания многое просто непонятно. И возродить еврейскую культуру, имея лишь отдаленные представления и разрозненные познания о ее духовной сущности - значит, двинуться в путь и остановиться на полдороги. Такое "Возрождение" будет, скорее, фольклорно-этнографическим маскарадом, деревом без корней, частицей системы, но не системой. Все на свои места может расставить лишь наше возвращение к духовным истокам народа Книги.
- Да, любая национальная культура - это выработанный долгой историей кодекс законов благополучного человеческого сосуществования, а не мероприятия в сельском клубе, в парке или на стадионе. Как вы думаете, наличие синагоги в городе как-то скажется на уровне культуры в нашей минидиаспоре?
- Да. Ведь синагога - это еще и "Дом Учения", а не просто красивое сооружение. Она должна помогать людям жить полноценной жизнью, а не существовать "в режиме выживания". У нас, конечно же, будет раввин. По традиции - это человек высокообразованный, хорошо разбирающийся в людях, пользующийся у них полным доверием и готовый помочь каждому нуждающемуся во внимании и в моральной поддержке. В наше время это дорогого стоит. Раввин - это носитель еврейской национальной культуры в широком понимании этого слова. И мы очень надеемся, что на должность духовного наставника общины нам пришлют человека, достаточно подготовленного для работы в городе, где еврейские национальные традиции за долгие годы сошли почти на нет. Ведь в конце восьмидесятых годов поворот к еврейству мы начинали, как вы помните, едва ли не с нуля. Синагоги на Дальнем Востоке были. Была синагога в Хабаровске, во Владивостоке. Но об этом мы узнаем только от историков. Был уже в советское время довольно убогий дом молитвы и в Биробиджане. Просуществовал он совсем недолго. А когда его окна и двери закрылись навсегда, мало кто особенно по этому поводу сильно переживал. Кроме глубоких стариков разве что. И распалась связь времен...
Не все, однако, совсем уж равнодушно наблюдали за угасанием еврейских традиций в Биробиджане. Вспомним Дарью Урину, Анну Писковец, Бориса Рытенберга, Ларису Мильчину, еще многих других. Без них не появились бы у нас еврейская воскресная школа, не было бы клуба "Эйникайт", не сложился бы в нынешнем его виде книжный фонд нашей общинной библиотеки. Четыре года назад был сделан еще один шаг к возрождению еврейской жизни в городе - была образована наша община. О ее повседневной работе в городе и в области, я думаю, люди хорошо знают. А не будь "Фрейда", мы не имели бы сейчас и общинного дома. Со всем тем, что в нем есть, и что в нем действует. Но я повторю свою мысль: и фестивали еврейской книги, и классы по изучению иврита и идиша, и благотворительность - все это вторично по отношению к первоисточнику - к духовному наследию нашего народа и учению Торы. И мы по справедливости хотим большего. Действующая синагога - стержень еврейской жизни, образно выражаясь, ствол древа, который несет живительные соки ветвям от корней.
- Когда вообще зародилась идея строить в городе синагогу?
- Идея вызревала давно. А укрепилась она с появлением у нас общинного дома. Был создан прецедент. У нас появилась уверенность: если захотим - можем сделать немало. А во времена, когда радикально изменилась государственная политика, Еврейская автономия без еврейской синагоги, по-моему, нонсенс. Понимаем это не только мы с вами. Стоит сказать, что часть средств на строительство биробиджанской синагоги выделило государство благодаря активному и непосредственному участию в решении этого вопроса со стороны депутата Госдумы Сергея Штогрина. Мы очень ему обязаны. Работая в самом тесном контакте с "Джойнтом", наша община рассчитывает получить часть средств на строительство синагоги и от этой организации. Собственно, сегодня вопрос этот можно считать уже решенным.
Но не все "со стороны", не все издали. На начальном этапе нашего строительства очень своевременно оказали нам помощь биробиджанские предприниматели Дмитрий Поляк и Геннадий Капланов. Уже не первый раз по инициативе директора предприятия Александра Милютина выделяет материальные средства общине "Фрейд" коллектив Теплоозерского цементного завода. Не стоят в сторонке от общего дела и члены общины. Даже пожилые люди и инвалиды жертвуют на строительство. Ну а работы по сооружению еще одного нашего общинного здания ведет подрядная организация Александра Миронова. Та самая, благодаря которой мы имеем теперь в городе прекрасный общинный дом.
- Можно ли говорить что-то о сроках строительства синагоги?
- Можно. Не буду вдаваться в технические детали и организационные подробности. Скажу одно: к концу лета нынешнего года синагога в Биробиджане будет. А вместе с тем здесь будет создан архитектурный комплекс еврейского духовного центра. Название такое будет, думаю, вполне оправданным. А пока... Пока, как видите, работаем над тем, чтобы все это стало реальностью. Работают монтажники и каменщики, буквально вчера установлены несущие конструкции кровли. Идет наша стройка, движется наше дело.
"Община", Биробиджан |