Когда один из преподавателей иешивы при Центральной синагоге Киева узнал об Академии им. Дубнова, он спросил: " А кто это Дубнов?"...
Шимон Дубнов (1860-1941) стал продолжателем рода, в котором чередовались люди духовного и светского склада, ученые и купцы. Предприниматели создавали условия для духовного развития своих детей, а внуки этих предпринимателей, чтобы не допустить обнищания семьи, снова были вынуждены отдавать предпочтение заработку перед духовностью.
Продолжая семейные традиции, Шимон из Мстиславля посвятил себя науке, что на рубеже веков было чревато разрушением стереотипов, участием в новых духовных и политических течениях. Не имея высшего образования, Дубнов давал такие глубокие и краткие определения еврейских проблем, которые актуальны и сегодня. В родном городе (в 1884-1890 гг.) он считался Ахером, и местные раввины рассказывали страшную легенду о Шимоне Дубнове, который в Йом-Кипур сидит дома, читает и пишет... При этом Дубнов хорошо знал Священное писание, молился и порицал выкрестов.
Придя в науку и публицистику в 1880-е годы, Дубнов отличался стремлением к ниспровержению любых, даже самых устоявшихся мнений. Ряд его статей с призывом реформировать систему еврейского образования и социального обеспечения произвели впечатление революционных прокламаций. Дубнов писал, что религия одними воспринимается как абсолютный ответ на все мировые загадки, для других - это гипотеза, для третьих - созерцание (пантеизм - отождествление Б-га с природой), а для большинства религия - потребность сердца.
Еврейская жизнь Украины конца ХХ века подтвердила справедливость этих положений. Религиозные организации, демонстрируя восприятие иудаизма как абсолюта, практически не занимаются другими аспектами иудаики (история, культура, философия, литература и искусство). Сторонники деизма, пантеизма и других вариантов свободомыслия участвуют в различных формах национальной жизни. При этом их вера - потребность сердца, она не ограничивает их стремления искать истину в науках, искусстве, социальных движениях.
Это подтверждает справедливость положения Дубнова, осуждавшего не саму потерю наивной веры, а тех, кто после этого не ищет веры в более совершенной форме, будь то религия, очищенная от суеверия и обрядности, вера философская, этическая, социальная, вообще вера в определенные идеалы, дающие смысл жизни.
Дубнов подчеркивал, что не имеющие "царства Б-жия" в смысле порыва к высшим духовным идеалам являются нерелигиозными, даже если они официально исповедуют религию. Наименее религиозны те, кто торгует религией, продает ее порциями жаждущим чуда, как маклеры, между Б-гом и человеком. В то же время искренняя религиозность может быть и у людей, не посещающих храмы и синагоги.
Дубнов различал искателей истины и искателей справедливости. Раньше больше стремились к познанию смысла жизни, разрешению вечных вопросов, но почти не пытались решать социальные проблемы. На рубеже XIX и ХХ веков усилилось стремление к переустройству мира на основах справедливости, но при этом часто забывали о духовных интересах.
Ученый различал три вида еврейского национализма: политический, или сионизм, духовно-культурный, или автономизм, религиозный, или ортодоксизм.
И политический, и религиозный национализм подчиняет национальную идею одному принципу: либо царству земному, либо царству небесному. Политические сионисты отрицают голус, отрекаясь от большинства народа, которое остается вне Палестины, а агудисты отрекаются от нового поколения, которое не может мириться с обрядовым иудаизмом. Дискутируя с идеологами сионизма, Дубнов отвечал Усышкину в 1898 г.: "Мне нет надобности быть палестинофилом, чтобы быть евреем", полагая, что от хасидизма "становится темнее в голове и светлее в сердце".
Единственная безусловная форма национализма есть культурный автономизм, который может объединить старое и новое еврейство в еврейском государстве и вне его, в синагоге и вне ее. Дубнов разработал концепцию культурно-национальной автономии, которая сохраняет актуальность и при переходе в третье тысячелетие.
Закон о культурно-национальной автономии принят в Российской Федерации и обсуждается в Украине. Принципы этой автономии в известной степени воплощены почти во всех странах, где есть еврейские общины. Автономия не объединила евреев, как об этом мечтал Дубнов, но создала возможности для равноправного сотрудничества разных организаций и общин.
Эти возможности далеко не всегда использовались в ХХ веке. Сохраняется отчужденность между ортодоксами и реформистами, сионистами и определенными ветвями хасидизма и т.п. Но преодоление этой отчужденности теперь зависит только от лидеров соответствующих движений, а не от внешних сил.
В противовес теории классовой борьбы Дубнов отстаивал достижение мира между классами внутри нации, между национальностями внутри государства и между государствами внутри союза государств в форме соединенных штатов Европы и других частей света. Как это актуально для современного Израиля с его социальными, религиозными и политическими противоречиями.
О глубоком понимании Дубновым истории, современности, умении предвидеть будущее свидетельствуют сотни статей и десятки книг. Но, несмотря на глубокую обоснованность его суждений, из-за их оппозиционности до сих пор нет движения, которое пыталось бы развить великое наследие Дубнова. Ему не могут простить оппозиционности ни сионисты, ни бундовцы, ни ортодоксы, ни хасиды.
Дубнов писал, что еврейский народ, переживший и древние монархии Ассирии, Вавилона, Египта и античный греко-римский мир, мог бы сказать нынешним могущественным народам: "Вы взяли себе пространство, а я взял себе время. Вы владеете огромными территориями, а я расположился на всем протяжении всемирной истории. Но и в пространстве еврейский народ в известном смысле опередил другие народы, хотя это была вынужденная экспансия. Велико горе рассеяния еврейского народа, но велико и благо рассеяния. Еще в Талмуде сказано: "Б-г оказал милость Израилю тем, что рассеял его среди народов": если его преследуют в одной стране, он спасается в других".
Именно рассеяние дало возможность пережить вековые преследования и обрести величие, преодолев всех аманов нашей истории.
В течение тысяч лет евреи переживали процесс ассимиляции, который приводит к тому, что известные слои общества имеют духовную точку опоры не в своем народе, а вне его. Однако следует отличать ассимиляцию внешнюю от внутренней. Окруженные чужой культурной стихией по необходимости усваивают многие ее элементы: язык и формы быта. Ведь нельзя выйти сухим из воды, но важно не утонуть. Это умение плавать по чужим морям даже в самый бурный шторм дала евреям история: усваивать окружающую культуру и сохранить сущность своей.
Последнее десятилетие подтвердило правоту Дубнова. В нашей стране евреи, воспитанные в русской и других культурах, возрождают свою. Дубнов выделял два процесса, проходивших через всю еврейскую историю: гуманизацию и национализацию. За эпохами крайней национальной замкнутости поднимаются стремления к общечеловеческому, а когда это переходит известные пределы и грозит растворением евреев в окружающей среде, пробуждается инстинкт национального самосохранения.
Задолго до создания Израиля Дубнов предвидел, что в еврейском государстве образуется духовный центр нации, но ввиду существования мировой диаспоры еврейский народ опять может расколоться на две части: Иуда в Палестине и десятиколенный Израиль в рассеянии. И уже сегодня проблема "Израиль - диаспора" является предметом многих политических дискуссий.
Не менее прозорливо Дубнов осмысливал проблему антисемитизма. Он писал, что евреев не любят не столько за их недостатки, сколько за их достоинства, унаследованные от долгих веков интеллектуальной культуры. Есть тип любителей еврейства, которые ценят его как старинную вещь, как историческую редкость. Такие "юдофилы" желают сохранить его в виде мумии, а не развивать как живой организм. Более жесткая форма антисемитизма характерна для римского историка Тацита, который приписывал евреям "ненависть к роду человеческому". Дубнов подчеркивал, что слово "юдофобия", понимаемое обычно как ненависть к евреям, означает в действительности страх перед евреями. Разве не этот страх обусловил популярность "Протоколов сионских мудрецов"? Антисемиты приписывают евреям сверхчеловеческие качества (исключительную солидарность, необыкновенные способности и т. п.) и запугивают массы "еврейской опасностью". Формулу христианского гуманиста Владимира Соловьева: "Люби все народности, как свою собственную" он видоизменил так: "Уважай национальную личность всякого человека, как свою собственную".
100 лет тому назад Дубнов, работая в Одессе, опубликовал трехтомный "Учебник еврейской истории" и первый том "Всеобщей истории евреев", которые выдержали ряд изданий. И сегодня практически развитие иудаики в Украине и ряде других стран осуществляется на основе дубновского учения об автономизме, его исторического и философского наследия. |