Еврейский Обозреватель
ЛИЦА
3/22
Февраль 2002
5762 Шват

СУМЫ - ГОРОД ЕВРЕЙСКИЙ
ВАЛЕРИЙ КОНЦЕВИЧ
На главную страницу Распечатать

Из досье "Еврейского Обозревателя": Валерий Григорьевич Концевич родился в Сумах 4 августа 1957 года. После окончания школы поступил в Сумской филиал Харьковского политехнического института, который окончил в 1979 году. Учился в аспирантуре Московского высшего технического училища им.Баумана.
- В 1986 году защитил диссертацию.
- Кандидат технических наук, доцент.
- В настоящее время преподает в Сумском государственном университете на техническом факультете. Активно участвует в еврейской жизни города Сумы и Украины, сопредседатель Сумской городской общины, член Президиума Ваада Украины и Совета регионов Еврейской Конфедерации Украины.

- Насколько я знаю, Валерий, - начинаю я беседу, - Вы пришли в еврейское движение относительно недавно.

- Что верно, то верно. Но, думается, произошло это в определенной степени потому, что многие годы я живу в Сумах - месте, где еврейская жизнь никогда не била ключом. Город не был в пределах черты оседлости, и поэтому традиционной еврейской общины здесь никогда не существовало. Корни мои, впрочем, в самой что ни есть "еврейской" местности - на Житомирщине. В Сумы же судьба закинула моих родителей по распределению после окончания института.

Думали, на 2-3 года, но получилось - на всю жизнь. А к еврейству я приобщался, когда в детстве гостил у бабушки в самом "еврейском" городе Украины - Одессе. А еще помню, когда отцу было уже под семьдесят, он однажды, что называется, на ровном месте, вдруг продекламировал стишок на идиш. И сам тут же удивился: "Я ведь уже лет пятьдесят на идиш не разговаривал".

Да, видно, генетика - все-таки серьезная наука. Вот и я "вдруг" заинтересовался ивритом. Причем, сразу же было полное впечатление, что я этот язык уже когда-то "знал". Языки вообще мне легко даются. Диссертацию, например, защищал на английском. Еще владею испанским, итальянским, немного польским. Но иврит пошел просто как родной.

- Видно, действительно родной.

- Да, язык предков. Наш язык. А несколько лет назад приехал к нам представитель "Джойнта" и, как он сказал, решил собрать видных евреев города. Я попал в их число. Ну, действительно, - доцент университета, в городе меня знают. Евреев у нас ведь сейчас немногим больше тысячи человек на 300 тысяч всего населения. Словом, мне было лестно возглавить Попечительский совет тогда только создававшегося у нас хеседа.

- С тех пор евреев в городе, вероятно, убыло? Как у вас дела с алией?

- У нас, как, наверное, везде. Примерно семьдесят процентов из отъезжающих отправляются в Израиль, тридцать в Германию.

- Но в Германию - это же не алия, а мало понятная для израильтян эмиграция.

- Да, но вся штука в том, что, сколько бы ни уезжало, а общее число евреев за последние годы не изменилось.

- Вы, я вижу, в курсе.

- Да, так у нас везде.

- И это при том, что, например, мы в Сумах весьма жестко проверяем документы. Увы, галахических евреев у нас осталось всего чуть более двухсот. Это проблема. У нас, например, в воскресной школе обучается 70 человек, из них евреев по галахе только восемь. Собрать миньян для молитвы - проблема. И тем не менее, община есть. И, думаю, в ближайшие годы уже упомянутый эффект "отбытия-прибытия" евреев в городе по-прежнему будет срабатывать. А значит, община будет жить.

- А что такое, по-вашему, еврейская община в современном мире?

- Да, это вопрос. Мне кажется, что только наличие общины позволяет поддерживать многостороннюю еврейскую жизнь во всем ее разнообразии. Община должна не только обеспечивать совместное проведение времени, но, прежде всего, осмысленное общение, включающее и работу, и учебу, и отдых. На каждом жизненном этапе еврей должен чувствовать, что он живет по-еврейски вместе с такими же живущими по-еврейски.

Роль общины в современном мире не только сохраняется, но и значительно возрастает. Наиболее процветающие еврейские общины существуют в самых экономически развитых странах - США, Канаде, Великобритании, Швейцарии, Австралии, ЮАР. Правда, и там имеются общинные проблемы, но они несколько другого уровня и значимости.

Совершенно иная ситуация с еврейскими общинами сложилась в странах Восточной Европы и у нас в Украине. В стране несколько сотен тысяч евреев и членов их семей, широко разветвленная сеть хеседов, оказывающих социальную помощь пожилым людям и пенсионерам, имеются общинные центры, воскресные школы и т.  д ., но настоящей еврейской жизни мало. В городах, мне кажется, фактически не существует мест, где достаточно близко живут несколько десятков еврейских семей, вместе проводящих значительную часть свободного времени, собирающихся для встречи субботы и дети которых учатся в еврейской школе.

В первую очередь это связано с отсутствием достаточного числа людей, которые, живя особым образом, создают всю эту всеобъемлющую систему от рождения до смерти человека. Община не может навязываться сверху, ей уготована полноценная и длительная жизнь, только если сами евреи захотят ее иметь.

- Ну и как, хотят евреи Сум иметь общину?

- Судите сами. В нынешнем году после долгих наших общих усилий появилось на свет решение Сумского областного Совета о передаче еврейской общине дома 17 по улице Кооперативной. Правда, тут же задача возвращения синагоги трансформировалась в проблему ее восстановления. Здание находится в плачевном состоянии, и даже ударным и массовым "субботником" его не привести в порядок. Синагоге необходим капитальный ремонт, а скорее всего, даже полная реконструкция, что потребует немало средств, времени и труда. У членов общины и просто неравнодушных людей есть реальная возможность принять участие в проекте, важность которого для еврейской жизни города трудно переоценить. Впервые за много лет у евреев Сум появился шанс восстановить то, что когда-то было у них отнято. Молиться и просто собираться вместе в синагоге. И то, насколько быстрым будет процесс ее восстановления, зависит и от нас, и от помощи зарубежных еврейских организаций.

- А контакты с еврейскими организациями и общинами в мире у вас же есть?

- Да, год назад наш город посетил представитель американской организации, занимающейся налаживанием связей между общинами США и стран СНГ. В Сумах он пробыл три дня, ознакомился с нашими проблемами и пообещал содействовать установлению связей между Вилметтом (пригород Чикаго) и нами. Спустя некоторое время на мой адрес пришло письмо от Рабби Стюарта Альтшулера, представляющего "Beth Hilel Congregation". В этом письме он, в частности, предлагал мне вести дела с их организацией как представителю нашей общины.

Я послал приглашение представителям чикагской общины посетить Сумы, чтобы они сами решили, в каком объеме смогут оказать финансовую помощь реставрации синагоги.

- Ну, хорошо, "заграница", будем надеяться, "нам поможет", а как с местными ресурсами?

- Если вы о евреях-бизнесменах, то из крупных у нас такой один. Он нам не раз помогал, но не особенно это афиширует. Здесь, кстати, наверное, имеет смысл сказать вообще об обстановке в городе. Она, в принципе, нормальная. Никаких серьезных проявлений антисемитизма не было.

- Возможно, этому способствовало то, что некоторое время губернатором Сумщины был Марк Берфман - единственный еврей среди всех других руководителей областей Украины?

- У нас в городе есть и другие уважаемые евреи. Например, доктор медицинских наук Зиновий Красавицкий - один из ведущих инфекционистов Украины. А Берфман, уйдя с губернаторского поста, остается председателем облсовета.

- Так что, область "под контролем"?

- Да, здесь шутить можно сколько угодно. А если серьезно, то отсутствие активного антисемитизма я объяснил бы тем, что евреев у нас мало, и во многих сферах жизни, особенно в политике и бизнесе, они не являются соперниками тем силам, которые могли бы пустить в ход юдофобию как средство давления на конкурентов.

- Отсутствие серьезных местных средств, очевидно, заставляет обращаться общину за помощью к международным еврейским структурам?

- И Вы знаете, мы в этом не одиноки. Таков сегодня удел большинства общин в Украине. Теоретически, конечно, было бы лучше, если бы деньги, собранные нашими братьями во всем мире, напрямую шли бы на помощь бедным общинам СНГ. Однако мы знаем, что устои в еврейском мире уже давно сложились так, что без посредничества "Джойнта", а он все более и более активен в Украине, нам финансирования не дадут. А "Джойнт" - это, в конце концов, люди, работающие в нем. И они очень и очень разные.

Скажу откровенно - мне в этом общении не повезло. Сотрудники харьковского "Джойнта", к которому Сумы относятся территориально, в последние годы стали безапелляционно диктовать нам, что и как делать, совершенно не прислушиваясь к нашему мнению. Все это отнюдь не способствует делу, а интриги и подковерная борьба мне не по нутру. И недавно я ушел из попечительского совета хеседа, но остаюсь сопредседателем городской общины. Ничего, общественной работы на всех нас хватит.

- А, к слову, как Вы оцениваете нынешнее состояние еврейской жизни в Украине? В ней ведь, увы, тоже немало ненужных ссор.

- Я ведь по образованию - технарь. Специализируюсь в области системного анализа. Поэтому могу сказать, что любая система функционирует нормально только тогда, когда ее составляющие находятся в равновесии. Если же одна из них начинает превалировать, то система расбалансируется. Иногда это приводит к улучшению ее работы, но чаще - наоборот. Вот так же и с нашей общественной жизнью.

- Но согласитесь, конфликты в ней происходят не из-за различия интересов "простых" евреев. Они - продукт противостояния некоторых лидеров организаций.

- Да, это верно. У меня, например, болезни лидерства нет, но у кое-кого, сами знаете. По мне пусть "главным евреем" станет кто угодно, лишь бы людям от этого стало лучше. Но пока этого не наблюдается. Спросите, почему?

- Спрошу.

- Мне недавно один еврей сказал: "Вы почему не носите кипу?". Я ему ответил, что кипа на голове - это внешнее проявление еврейства. А я считаю, - у меня "кипа в душе". И именно поэтому я не ставлю личные амбиции превыше общественных интересов. И вот когда у иных наших лидеров тоже появится "кипа в душе", тогда мы и придем к согласию и единству.

Пока этого нет. Но давайте подождем, и время все поставит на свои места.

Интервью Михаила Френкеля
В начало страницы

«Еврейский Обозреватель» - obozrevatel@jewukr.org
© 2002 Еврейская Конфедерация Украины - www.jewukr.org