Все было, как в новом русском телекино. "Фильтровать базар" начали поздно вечером. Для "стрелки" выбрали Кнессет. А что? Хорошее место. Тихое, малолюдное. По позднему времени и вовсе пустынное. В зале заседания маялись, давя зевоту, несколько депутатов. Ораторов слушали вяло. Разговор шел на полутонах, как и принято в благородном обществе. Карты до времени не раскрывались. Но все, что нужно, было сказано и услышано.
Теперь по делу. "Фильтровали" телевизионный базар. Точнее, телевизионный рекламный рынок. Еще точнее, "русскую" рекламу. Для протокола - израильскую рекламу на зарубежном ТВ. Но это так, для "понта". Что разборка "чисто конкретно" русская, было ясно всем. И заказали заседание наши депутаты, и делили там русский рекламный пирог, не какой-то там другой, англоязычный или арабский, что бы ни утверждали граждане начальники из министерства связи.
Да и они тоже не прятали свой интерес в этом деле. Он ясно просматривался во всем, что говорили министр связи Реувен Ривлин и глава Совета по кабельному и спутниковому телевидению Дорит Инбар. Да, собственно, что в этом плохого называть вещи своими именами? Смысл того, чего желает Минсвязи, г-жа Инбар прямо выразила накануне, на церемонии вручения лицензии первому "русскому" кабельному каналу (к этой церемонии сменившему рабочее название "Ваш телеканал" на "Израиль плюс"): "Будет сделано все, чтоб оградить новый канал от неравной конкуренции".
Умному достаточно. Министерство предоставляет "русскому кабелю" крышу. Все остальное не важно и говорится для отвода глаз. Что новый канал - национальное коммерческое предприятие, и ему нужна поддержка, что ему приходится состязаться с превосходящими его по всем статьям российскими телекомпаниями, что израильский закон вообще запрещает рекламу на кабельном ТВ, хотя в "отдельных случаях ее позволяет, например, для всех новых каналов, среди коих и "Израиль плюс"...
Все это - доводы только для малосведущих, далеких от базара людей. В Кнессете же собрались отнюдь не фраеры, им вот так запросто лапшу на уши не повесишь. Приоритетные условия для "русского кабеля"? А, собственно, на каком основании? Чтобы породить нового монополиста, да еще в таком ограниченном секторе телевизионного рынка? А как же с правом выбора, которого фактически лишается русскоязычная телеаудитория? С концепцией "свободного эфира", объявленной министерством связи приоритетной на ближайшие годы? Запрет на предоставление израильской рекламы приведет к уходу из страны популярной у репатриантов российской телевизионной "квадриги" - ОРТ, РТР, НТВ и ТВ-6 - и никак не скажется на благополучии МТV, СММ или же катарской "Аль-Джезиры", которые, как уверяют инициаторы этого "передела", тоже потеряют израильскую рекламу. Впрочем, для них, вполне возможно, будет сделано исключение. А вот для российских станций - вряд ли.
Минсвязи защищает своего протеже. Русскоязычные депутаты - Софа Ландвер ("Авода"), Михаил Нудельман (НДИ), Геннадий Ригер (ИБА), Александр Цинкер ("Демвыбор") - своих избирателей. "Все это очень странно и огорчительно. Чиновники явно неравнодушны к Леваеву и его компании (предприниматель Лев Леваев - главный акционер "Израиль плюс". - А.П.)", - тщательно подбирает слова один из этой депутатской четверки. "Дешевый популизм, - кроют в ответ парламентариев леваевцы. - Да они просто подыгрывают Гусинскому. А он, как известно, близок к "Аводе".
...Все знают, что Гусинский по-прежнему прочно связан с российским телебизнесом, а кроме того, создает сейчас русскую международную телесеть в Кельне - для русскоязычных эмигрантов в странах Европы, США, Австралии. Израильский рынок ему нужен позарез. Естественно, он против любых помех своей экспансии...". Вопрос интересный. За кулисами нашего телевизионного "базара" обозначилась тень еще одного серьезного игрока. Возможно, он даже претендует на роль его распорядителя. Во всяком случае, уступать здесь поле боя Леваеву, как это пришлось однажды уже сделать в Москве, бывший хозяин НТВ явно не намерен. Правда, там уступить пришлось не на телевизионном поле, а на еврейской почве. И, собственно, не самому Леваеву, а его тогдашнему союзнику и своему закадычному врагу Березовскому. В начале 2000 года Леваев и Березовский, при поддержке Кремля, совершили дворцовый переворот, отстранив от руководства российской еврейской жизнью Гусинского и его РЕК (Российский еврейский конгресс). Леваев лично возглавил новую доминантную еврейскую организацию страны - Федерацию еврейских общин России - и по праву стал считаться главным русским евреем, благо его прежний соратник "по техническим причинам" не смог оказать ему сопротивление.
Теперь соперничество двух гигантов (впрочем, и третий, чую, где-то неподалеку) перенесено на израильскую телевизионную почву. Все остальные игроки - московские телеканалы, израильское министерство связи и наши депутаты - в этой игре, скорее, статисты. На кону не только многие миллионы (суммарная емкость израильского рекламного телерынка - свыше 250 млн.дол., русского его сегмента - около 10 млн.), но и многолетнее соперничество за лидерство.
Нас, зрителей, естественно, интересует вопрос, как будет делиться выигрыш.
Короче, что мы будем иметь с гуся? Леваевскому ТВ доверия у прямых участников этой дележки немного. Несмотря на претенциозное название, организаторам "Израиль плюс" будет неимоверно трудно перетянуть на свою сторону аудиторию могучих российских конкурентов. Даже если главный спонсор сдержит слово и выложит на бочку обещанные миллионы. В то, что их будет аж 130, не верят ни сами леваевцы, ни их конкуренты. На двухчасовой ежедневный "эксклюзив", весьма скромный штат сотрудников и столь же скромные зарплаты таких сумм и не требуется. Не тот у канала и творческий потенциал, увы. Вот и приходится бороться за зрителя под рекламным ковром, буквально выдергивая его у соперников из-под ног. Надежда, что "тема вытянет", что "русским израильтянам интереснее следить за событиями в Иерусалиме, чем в Москве", при очевидном дефиците профессионального ресурса кажется неоправданной. Еще безосновательнее ожидать, что новому каналу удастся завоевать аудиторию за 3-4 месяца, как об этом заявляют его руководители.
Но, как говорится, Б-г в помощь. И не только леваевцам. В противоположность чиновникам министерства связи, оказавшимся на этом "базаре" в роли подающих биты и мячи, нам - и телезрителям, и журналистам - хотелось бы, чтобы Б-г играл на нашей стороне. Пусть расцветают все цветы, как говорил покойный пекинский кормчий. "Ваш" и "наш" каналы, московские и кельнская телесети, "Актуальность" (новая, пока пилотная, программа "НТВ-интернешнл") и ее же "Сегодня" в Израиле с Александром Ступниковым. Кстати, Ступников на правах ветерана здешнего русскоязычного телевещания, пожелав удачи новому каналу, порадовался за земляков, у которых появится еще один источник информации, и за коллег-журналистов, которые получат на нем работу. Но вот попытки передела русского рекламного рынка ему явно не по душе и напоминают методы работы с прессой на постсоветском пространстве: "Выбирать должны зрители и рекламодатели. Но не политики и не администраторы".
"Новости недели", Израиль |