Когда американская иммигрантка обратилась в Главный раввинат за разрешением заключить брак с израильтянином, ортодоксальный истэблишмент еврейского государства ей отказал.
Чтобы заключить брак по еврейскому Закону, она, рожденная от матери, перешедшей в иудаизм еще до рождения дочери, должна сама пройти процедуру перехода в иудаизм (гиюр). Почему? Потому, что ее мать стала еврейкой не в ортодоксальном раввинате.
Конечно, дочь могла заключить гражданский брак за границей. Но она решила подчиниться требованию раввината и сейчас проходит еще один гиюр.
- Люди не хотят вступать в гражданский брак за пределами Израиля, - утверждает реформистский раввин Ури Регев. - Им вбили в голову, что тогда их дети в глазах еврейского государства будут мамзерами (незаконнорожденными). Страна нуждается в альтернативных браках: гражданских или заключенных реформистами и консерваторами.
Таких возможностей до сих пор не существует...
Финансовый комитет Кнессета отказал в финансировании Объединенному институту перехода в иудаизм. Желающих пройти гиюр в Институте готовят совместно раввины разных направлений иудаизма, а сам гиюр проводит комиссия, состоящая из пяти ортодоксальных раввинов, одного реформиста и одного консерватора. Два ортодоксальных депутата "вотировали" просьбу о финансировании этого учреждения.
Около двух тысяч иммигрантов из бывшего СССР перешли в иудаизм в 2000 году. Еще 300 тысяч репатриантов не являются евреями по Галахе и нуждаются в гиюре.
В 140 классах института, открытых в разных городах страны, сейчас обучается 2,5 тысячи человек. Какие-то классы придется закрыть - до тех пор, пока не появятся деньги.
- Все равно Главный раввинат не признает большинство гиюров, - утверждает Регев, - ведь мало кто из получивших сертификат Института намерен стать соблюдающим евреем.
Именно такой изъян видит в самой идее Института писатель-ортодокс Джонатан Розенблюм:
- Гиюр - это не экзамен на знание иудаизма. Прошедшие гиюр должны не только знать, но и обязаться строго выполнять все предписания еврейского образа жизни.
Если Высший Суд официально признает израильские реформистские и консервативные движения, раввины всех направлений смогут "предложить желающим полный набор услуг - как это делают их коллеги в Северной Америке", считает президент консервативного движения Эхуд Бандел.
Однако даже если суд примет такое решение, сам же Бандел будет советовать репатриантам обращаться в государственные ортодоксальные учреждения. Мы примем только тех, сказал он, кто идет к нам по убеждению.
Социологический опрос показал, что 63% респондентов выступают за равные права реформистского, консервативного и ортодоксального движений. 65% опрошенных являются сторонниками свободного выбора брачной церемонии, в том числе реформистской, консервативной или гражданской. А 62% хотят, чтобы арбитром в вопросах религии и государства был Верховный суд.
Но Розенблюм эти результаты отверг:
- Я не знаю, сколько израильтян представляют себе, что такое реформистский или консервативный иудаизм. Вот если бы представители этих движений показали смешанные пары под хупой в присутствии христианского священника, ктубу (брачный договор) с изображением распятия, вступление в брак помощника раввина с его гомосексуальным партнером, - думаю, у этих движений было бы куда меньше сторонников.
"Иностранец", Москва |