Еврейский Обозреватель
ОБРАЗОВАНИЕ
1/20
Январь 2002
5762 Тевет

ЗАМЕТКИ УЧАСТНИКА СЕМИНАРА В МЕЖДУНАРОДНОЙ ШКОЛЕ ШОА
СЕМЕН АБРАМОВИЧ
На главную страницу Распечатать

По инициативе доктора Ирит Абрамски (Яд Вашем) и профессора Стера Елисаветского (Киев) в начале декабря 2001 г. в Яд Вашеме состоялся Международный семинар по проблемам Катастрофы, который явился ответом на инициативу Стокгольмского форума по Холокосту. Этот семинар призван обосновать методологические и методические принципы изучения Холокоста, которое вводится в вузах и отчасти школах Украины. О серьезности отношения к этому проекту свидетельствует уже хотя бы то, что руководителем украинской делегации - 17 профессоров и преподавателей из Киева, Львова, Черновцов и других городов Украины - является ответственный работник Министерства образования и науки Украины Александр Мовчан.

Спонсорами поездки группы профессоров и преподавателей Украины в Яд Вашем стали Еврейская Конфедерация Украины, представительства "Джойнта" и "Сохнута" в Киеве, Американский Фонд развития еврейских общин. Спонсором семинара выступил израильский МИД.

Естественной базой для семинара был Яд Вашем. На участников, в частности, произвели неизгладимое впечатление красноречивые фотографии и реалии Холокоста, а такой мемориал, как Зал памяти погибших детей, эта бесконечная космическая чернота, в которой сиротливо пылают многие тысячи огоньков - символы загубленных детских душ, - вообще уже как бы нечто большее, чем искусство художника.

Весьма содержательны были подавляющее большинство лекций и практических занятий, организованных твердой рукой д-ра Абрамски. Ярки и неизгладимы из памяти свидетельства очевидцев, переживших Катастрофу. Участники семинара ощутили весьма высокий уровень израильской исторической науки, чьи изыскания в данном случае продиктованы болью сердца.

Думается, что семинар заставил с новой силой ощутить роль евреев как форманты иудео-христианской цивилизации, которую пытался разрушить гитлеризм. Мы оказались совершенно согласны с д-ром Романовски: не следует пренебрегать возможностями сотрудничества с такими мощными конденсаторами европейского сознания, как христианская конфессия, в первую очередь - католическая церковь. Ведь бесполезно доказывать нацисту или пронацисту, что он виноват: для него библейская норма совести - это химера. Католическая церковь, покаявшаяся устами своего нынешнего верховного понтифика в своем пассивном отношении к Холокосту, протягивает руку, и вряд ли ее стоит автоматически отталкивать. Именно поэтому архаикой, на наш взгляд, отдают некоторые выступления, педалирующие традиционный христианский антисемитизм (чего стоит хотя бы апокрифический портрет апостола Павла, приравненного в одном из докладов к... Гитлеру).

Думается, что Холокост отчетливо показал: в одиночку еврейству не выжить, Холокост есть проявление неоязычества, то есть тотального кризиса европейской культуры. И все силы, которым дороги ценности еврейской Библии, должны, наконец, осознать необходимость некоего единого фронта в сегодняшнем мире, насыщенном философией New Age. Это вовсе не предполагает какого-либо религиозного или культурного синкретизма, это позволяет ощутить, что мы, евреи, в мире не так одиноки, как кажется.

Заключительным аккордом стал "круглый стол", обнаруживший плюрализм мнений участников семинара и активное желание сотрудничать во благо процветания еврейского народа и людей доброй воли во всем мире.

В начало страницы

«Еврейский Обозреватель» - obozrevatel@  jewukr .org
© 2001 Еврейская Конфедерация Украины - www. jewukr .org