«Еврейский Обозреватель»
ЕВРЕЙСКИЙ МИР
5/48
Март 2003
5763 Адар 2

ФРАНЦУЗСКОЕ ЕВРЕЙСТВО СТАЛО МЕНЬШЕ   И  СТАРШЕ

ФИЛИП КАРМЕЛЬ

На главную страницу Распечатать

Самое серьезное исследование французского еврейства за последнее десятилетие показало снижение численности, старение населения, рост уровня смешанных браков.

Французское еврейство несколько отличается от евреев других диаспор: в то время как численность его снижается, все больше средств необходимо для удовлетворения потребностей стареющего населения,  и  это община, которая стремится вкладывать средства в образование.

Результаты исследования «Евреи Франции: ценности  и  идентичность» были опубликованы совсем недавно, хотя опрос более 1000 семей проводился еще в январе 2002 года.  И  как раз в этот период отмечено начало волны антисемитских нападений на французских евреев  и  общинные институты.

В момент опросов евреи испытывали повышенную обеспокоенность за свое будущее во Франции — к этому их подталкивали публикации в местных еврейских газетах, заполненных рекламными статьями о новых общинах в Израиле  и  других странах, в основном во франкоязычных районах Канады.

Однако, хотя опрошенные ставили терроризм, антисемитизм  и  расизм на первое место в списке своих опасений, 90% респондентов сказали, что они счастливы  и  удовлетворены своей жизнью во Франции.

Правительственные публикации религиозных  и  этнических статистических данных во Франции запрещены. Исследование, организованное совместно ведущей благотворительной еврейской организацией страны — Объединенным еврейским социальным фондом (ОЕСФ)  и  французским Объединенным еврейским призывом, оценивает численность французского еврейства в 500 тысяч. Это число достигает 575 тысяч, если учесть нееврейских супругов.

Таким образом, окончательно похоронен миф о том, что во Франции насчитывается 700 тысяч евреев. Но именно эту цифру приводят разные французские справочники.

«Дело не в численности еврейства, — говорит директор ОЕСФ Давид Саада. — Это исследование показало, что у нас сильная  и  разноплановая община,  и  главное, что она счастлива  и  хорошо интегрирована».

Это положение не изменилось со времени проведения опроса, несмотря на антисемитские инциденты  и  усиление позиций ультраправого кандидата Жана-Мари Ле Пена на президентских выборах прошлого года, считает Саада. «Я не думаю, что успех Ле Пена отражает подъем антисемитских настроений. Немало антисемитских заявлений в последнее время зазвучало из ультралевого лагеря, из антиглобалистских организаций  и  им подобных», — сказал Саада.

«Большую поддержку Ле Пен получил от людей, которые чувствуют рост преступности, от людей, которые не чувствуют себя в безопасности в собственных домах, — сказал он. — Правительство начало принимать меры по борьбе с этим явлением,  и  сейчас чувство большей безопасности есть  и  среди французских евреев». Исследование ясно показало, что еврейское население Франции уменьшилось на 35 тыс. чел. с 1980 года, отмечают социологи. Это падение не может объясняться ростом алии в последние годы, пишет еврейское ежемесячное издание L’Arche. Исследование не выявило, куда уехали недостающие евреи.

Аналогичное исследование, которое проводили те же самые организации в 1988 году, определило уровень смешанных браков, равный 30%. Нынешний результат значительно выше: среди людей моложе 30 лет в смешанные браки вступают 40% новобрачных. Кроме того, исследование подтвердило значительное изменение демографического состава общины со времен Второй мировой войны. Около четверти французских евреев погибли в Холокосте. После притока в страну французских подданных из бывших французских колоний Северной Африки в 1950-е  и  1960-е годы еврейская община стала по большей части сефардской.

Результаты нынешнего исследования свидетельствуют об усилении этой тенденции: 70% респондентов назвали себя сефардами  и  24% — ашкеназами. В 1988 году эти цифры были 50  и  34% соответственно.

Уже в 1988 году образовательные потребности общины стояли на первом месте повестки дня.

Но последнее исследование свидетельствует о росте потребности в еврейских школах.

Только около 15000 детей учились в еврейских школах в 1988 году. Сегодня это число достигает 29 тысяч,  и , по мнению Саады, оно может еще удвоиться в следующее десятилетие. «Это позитивная тенденция, свидетельствующая, что еврейские семьи стремятся привить чувство еврейского самосознания  и  дать еврейское образование своим детям, — говорит Саада. — Но это не означает, что община становится более обращенной к своим внутренним проблемам. 85% детей ходят в школы, зарегистрированные министерством просвещения. У них такая же светская программа, как  и  в любой другой государственной школе Франции».

Традиционно очень небольшая доля французских евреев отдавали своих детей в еврейские школы, предпочитая им государственную систему, что являлось важным пунктом республиканского идеала страны — разделения церковного  и  государственного образования. Однако странная французская манера не давать школьникам выходного в субботу, помноженная на растущую привязанность еврейской общины к своим религиозным институтам, привела к тому, что большинство еврейских родителей говорят, что если бы в стране были хорошие еврейские школы с бесплатным обучением, они бы предпочли их для своих детей.

Такое «возвращение в общину» проявилось  и  в других показателях исследования. Только 22% французских евреев в 1988 году сказали, что посещают общинные учреждения по меньшей мере раз в месяц. В последнем опросе такой же ответ дали 30% респондентов. Число тех, кто, по их собственному утверждению, никогда не ходит в общинные учреждения, уменьшилось наполовину — с 35% в 1988 году до 18% в 2002 году. Более того, выяснилось, что в синагогу народу ходит намного больше, чем в общинные центры, что свидетельствует о росте религиозной практики.

Опасение в замкнутости общины было в основном развеяно. Опрос показал, что евреи делают пожертвования на нееврейские нужды так же, как  и  другие французские граждане.

Касательно Израиля реальность отлична от оценок французской прессы, которая представляла французских евреев сторонниками твердой линии. Судя по опросу, 48% французских евреев убеждены, что Израиль должен отдать территории в обмен на мир, 39% с таким положением не согласны. 13% респондентов сказали, что французские евреи не должны выражать своего мнения по этому поводу.

Последние 15 лет происходила поляризация мнения общины в отношении алии. В 1988 году 40% ответили, что у них нет намерения переезжать в Израиль. В 2002 году такой же ответ дали 58% опрошенных. С другой стороны, число тех, кто сказал, что собирается совершить алию «очень скоро», выросло за эти годы с 3 до 6%. Более того, среди родителей, имеющих детей школьного возраста, «очень скоро» собираются в Израиль 12% респондентов, а среди родителей, у которых дети учатся в еврейских школах, таких 28%.

Эти данные были недавно подтверждены статистикой, полученной Еврейским агентством. По данным «Сохнута», алия из Франции удвоилась в 2002 году  и  превысила 2500 человек.

JTA
Вверх страницы

«Еврейский Обозреватель» - obozrevatel@jewukr.org
© 2001-2003 Еврейская Конфедерация Украины - www.jewukr.org