Всякий раз, приезжая в Израиль, не перестаешь удивляться тому, как, находясь на протяжении 56 лет своего существования в окружении десятков враждебных государств, пережив за этот период шесть войн и находясь фактически в постоянном состоянии войны, народ Израиля сумел создать сильное, процветающее государство, которое может служить уникальным, единственным в своем роде примером возрождения национальной государственности через почти 2000 лет рассеяния народа в диаспоре.
Процветающее сельское хозяйство Израиля, созданное в пустыне, и развитая промышленность, система образования и Армия Обороны, выдающиеся научные достижения, новейшие технологии и передовая, известная всему миру медицина этой очень и очень маленькой страны наполняют сердце несказанной гордостью за свой народ.
В декабре 2004 года мне посчастливилось принять участие в работе семинара израильских культурных центров стран СНГ. Участников семинара было всего 24 человека из семи стран. Для нас организовали насыщенную программу, в которую входили, кроме напряженной работы, очень интересные экскурсии по стране. Сегодня мне хочется поделиться своими впечатлениями об одной из них и рассказать об израильском Национальном институте памяти жертв Катастрофы и Героизма Яд ва-Шем.
«...им дам Я в доме Моем и в стенах Моих память и имя, которые изгладятся вовеки...» (Исайя, 56:5)
Израильский национальный институт памяти жертв Катастрофы и Героизма Яд ва-Шем (буквально — память и имя) был основан в 1953 году в Иерусалиме для увековечивания памяти евреев и еврейских общин, уничтоженных во время Второй мировой войны, для изучения исторических корней антисемитизма и немецкой политики «окончательного решения еврейского вопроса», а также для передачи уроков истории грядущим поколениям.
Открывает музей аллея, посвященная не евреям, погибшим в Катастрофе. Ведущая к Стене памяти и музеям Яд ва-Шема Аллея Праведников постепенно переходит в Сад Праведников. Здесь посажены деревья в честь и в память о тех, кто, движимый гуманными мотивами, рисковал жизнью ради спасения евреев. Под каждым из деревьев есть табличка с именем и фамилией каждого из спасителей и название страны, в которой он совершил свой подвиг. На Аллее Праведников все равны: и тот, кто спас одного человека, и тот, кто спас тысячу. Работа по поиску Праведников не останавливается ни на один день, часто расследования идут годами. На сегодняшний день звания «Праведник народов мира» удостоены около 18 тысяч человек из 36 стран. В то же время Аллея Праведников — это укор человечеству, которое могло такое убийство допустить.
Нацистская идеология — одна из составных причин Катастрофы еврейского народа, которая является событием единственным в своем роде, в человеческой истории. Но имеем ли мы, евреи, право требовать, чтобы наша Катастрофа писалась с заглавной буквы? Оглядываясь назад, мы видим, что 1942-й — год проведения Ванзейской конференции, которая целиком посвящалась организации уничтожения целого народа, — «окончательному решению еврейского вопроса», был подготовлен всем ходом истории еще задолго до прихода в 1933 году нацистов к власти.
Начало XX века. Германия определяет культурное лицо мира. С Парижем за название культурной столицы мира соперничает Берлин. Каким же образом Шикльгрубер смог прийти к власти в Германии? И вообще, что мы знаем о Гитлере? Что представлял собой Гитлер к 1918 году? Таких, как он, немало в Германии. В то же время он отважный солдат, добившийся, чтобы его взяли в армию, несмотря на состояние здоровья. Он имеет Железный крест — редкая награда для рядового. После войны от военного ведомства Гитлер получает должность соглядатая и в качестве шпика попадает в ядро национал-социалистической рабочей партии Германии, а в 1921 году он уже объявляет себя фюрером.
Германия после Первой мировой войны унижена. Народу нужно сказать, кто виноват. Гитлер и нацисты говорят, что виноваты евреи. Что же собой представляют немецкие евреи — буржуазия среднего класса, интеллигенция, ученые, врачи, адвокаты, по сути — основа общества. К примеру, 80% гинекологических кабинетов в Берлине были еврейские. Немцы народ практичный и ценят людей, с которыми удобно и которые нужны.
И потребовалась серьезная работа, проделанная нацистскими идеологами для того, чтобы переломить взгляд немцев на евреев. Обвиняются иудеобольшевики и евреи-олигархи (понятия, противоречащие друг другу). Семена ненависти падали, в общем-то, на подготовленную почву. Еще в Средние века реформатор церкви Мартин Лютер надеялся обратить евреев в христианство. Хотя христианский антисемитизм и существовал веками, но до полного уничтожения евреев христианские идеологи не договаривались. Христиане видели в еврее врага, не принявшего Мессию, ответственного за распятие Христа, но человека, которого надо исправить, и можно направить на путь истинный.
Новая расовая теория уже не предоставляет евреям возможности креститься. Арийцы — это раса творцов. Те, кто ниже на несколько ступеней, — это потребители культуры, еще ниже славяне — раса рабов, но все еще люди. Евреи находятся вне этого круга, они антираса. Евреи — это раковая опухоль человечества и она живет за счет его здоровых клеток. И христианство, видящее в евреях что-то, не право, и вообще само христианство — это выдумка евреев. Но Гитлер понимает, что с христианством расправиться сразу не просто. Христианство говорит, что еврея можно перевоспитать, но как можно перевоспитать раковую опухоль? Только скальпелем.
Идеологи национал-социалистической партии находят больной нерв немецкого народа.
Наукообразное объяснение обывателя очень устраивает. Наукообразность расовой теории иллюстрируется в школьных учебниках (рисунки). Если еврей голубоглазый, он мимикрирует. Его глаза недостаточно голубые. Не надо смотреть на внешность, а нужно заглядывать в суть. Идеология партии завоевывает популярность. И не случайно новую расовую теорию начинают изучать еще в детском возрасте. Достигается цель — создание будущих солдат немецкой армии. Они спасают пока только Германию от раковой опухоли еврейства, а затем ... мировое господство.
Об истории уничтожения евреев Европы в период Катастрофы и рассказывает исторический музей Яд ва-Шем, в котором собраны подлинные фотографии, предметы и документы.
Зал имен — одно из самых важных мест в Яд ва-Шеме. Здесь собраны более двух миллионов имен евреев, сгоревших в огне Катастрофы. Насколько реальна задача — собрать имена шести миллионов — не известно. Сюда можно прийти тому, кто не знает, где находятся могилы его родных. Здесь можно заполнить специальную анкету на погибшего — «Лист свидетельских показаний».
Память о еврейских общинах, стертых с лица земли во время Второй мировой войны, увековечена в Долине уничтоженных общин. Долина прорезает холмы мемориального комплекса Яд ва-Шем. Она представляет собой искусственный каменный лабиринт, стены которого сложены из каменных блоков, на которых высечены название страны и тех мест, где были уничтожены еврейские общины.
Нельзя без слез пройти подземный мемориал, построенный в память о миллионе пятистах тысячах еврейских детей, погибших от рук нацистов и их помощников, установленный в Мемориальном Саду Детей. В темноте бесконечно отражаются пять горящих свечей, символизирующих души погибших детей, и каждую секунду приглушенно произносится имя и фамилия погибшего ребенка. Детский мемориал построен на средства Абрахама и Эдиты Шпигель в память об их сыне Узиэле, с которым они были разлучены в лагере. Они выжили, очень долго его искали, но так и не смогли найти. Узиэль погиб в Освенциме.
В виде большого шатра, построенного из вытесанных базальтовых глыб, предстает перед нами Зал памяти. В центре зала, в форме, напоминающей разбитую бронзовую чашу, горит вечный огонь. Перед ним находится Хранилище пепла жертв, собранного и привезенного в Израиль из лагерей уничтожения, на сером мозаичном полу высечены названия 22-х крупнейших нацистских лагерей смерти, коцлагерей и мест массовых расстрелов. В Зале памяти почти ежедневно проходят церемонии в память жертв и героев, и именно здесь проводится государственная церемония в День Памяти Катастрофы и Героизма. 21 декабря 2004 года мне и еще двум представительницам Украины — Алле Кроль из Луганска и Елизавете Шерстюк из Сум — было доверено провести церемонию памяти.
Увековечивание Катастрофы европейского еврейства включает в себя не только скорбную память о шести миллионах погибших, но и память о тех еврейских солдатах, борцах гетто и движения Сопротивления, которые отдали свои жизни в борьбе с нацизмом. Евреи внесли достойный вклад в победу над нацизмом, и были они не только жертвами, но и героями. Достаточно сказать, что, находясь в гетто, евреи почти повсеместно не имели поддержки. От голода в Варшавском гетто умирали по 5000 человек в месяц, тысячи умирающих от голода лежали на улицах гетто.
Восставшие в Варшавском гетто имели небольшое количество винтовок, пистолетов, бутылок с «коктейлем Молотова», и с этим оружием 19 апреля 1943 года они восстали против немецкой армии. С помощью тяжелых орудий, авиации, танков и отборных войсковых частей немцы только через пять недель смогли подавить восстание, а последние очаги сопротивления были уничтожены только через три месяца. А ведь восставшим никто не помогал, население Варшавы только наблюдало со стороны за тем, как гибнут восставшие евреи. Восстания евреев произошли в 1943 году даже в лагерях смерти Треблинке и Собиборе, после чего немцы были вынуждены эти лагеря ликвидировать, а в 1944 году восстания еврейских заключенных произошли в Биркенау и Аушвице (Бжезинке и Освенциме).
Мы не хотим, чтобы опять нигде и никогда и ни с каким народом повторилось подобное.
Председатель Яд ва-Шема д-р Ицхак Арад однажды отметил, что Катастрофа европейского еврейства отличается от всех других массовых убийств, когда-либо совершавшихся в мире. И она должна послужить предупреждением всем народам об опасности человеконенавистнической идеологии, расизма и антисемитизма.
|