«Еврейский Обозреватель»
РЕЛИГИЯ
2/93
Январь 2005
5765 Шват

ЖЕСТОКОВЫЙНЫЙ ХАРАКТЕР

ИРИНА СОЛГАНИК

На главную страницу Распечатать

Знаменитый раввин Адин Штейнзальц, переводчик Талмуда, популяризатор иудаизма, почетный доктор крупнейших университетов, принимал нас в центре собственного имени, расположенном в чудном иерусалимском месте. Человек, чей главный жизненный подвиг заключается в переводе Вавилонского Талмуда на современный иврит в сопровождении справочного аппарата (вышли уже 38 томов), сидел у компьютерного экрана, набивал и посасывал видавшую виды трубочку, при этом глаза его были необыкновенно светлы и живы, смеялись и занимались чем-то своим.

Пятнадцать лет прошло с того знаменательного момента, когда раввин Штейнзальц открыл первую в России иешиву.

- Уважаемый рабби, последние 15 лет вы пытаетесь привить российским евреям интерес к иудаизму. Но почему в России не произошло того, что можно было бы назвать еврейским национальным пробуждением?

- Что же касается пробуждения в широком смысле, то у всех народов в СНГ произошло национальное пробуждение, просто у евреев - в значительно меньшей степени. Почему - вопрос чрезвычайно сложный; быть может, речь идет о единственном успехе Сталина, которому удалось сломать еврейский народ. В остальном, на мой взгляд, он преуспел не слишком.

У российских евреев полностью исчезло ощущение национальной гордости; между тем именно эту гордость мы пытаемся пробудить на протяжении последних пятнадцати лет. Ведь признаться в своем еврействе можно двумя способами. Первый из них подразумевает, что я не виновен в том, что - еврей, и если бы мог, от этого бы избавился. Но можно положить ту же песню на другую мелодию - объявить, что я получил свое еврейство по наследству и отнюдь не собираюсь от него отказываться. Напротив, будучи персоной королевских кровей, я готов взять себе в жены только принцессу. Одна из главных проблем состоит в следующем - раньше евреи жили довольно скученно. Сегодня евреи повсюду, и при этом не поддерживают друг с другом отношений. Однажды представители "Джойнта" явились в некий город в Сибири и направились к мэру, о котором было известно, что он - еврей. Мэр ничего не знал о других своих соплеменниках и порекомендовал обратиться к некой даме из местного дома культуры, мол, может, она в курсе. Выяснилось, что сама эта дама - еврейка, о чем мэр не догадывался, несмотря на то, что они вместе проработали лет двадцать. В общем, взявшись за поиски евреев, люди из "Джойнта" выяснили, что таковых в упомянутом городе - полторы тысячи. При этом каждый еврей предполагал, что он - единственный в этой местности.

Одно дело, когда евреи собраны в одном месте и к ним можно обратиться как к общине; совсем другое, когда они рассеяны - в этом случае до них весьма трудно добраться.

Имеется и другая проблема - еврею советскому и постсоветскому об иудаизме известно меньше, чем ничего. То, что он знает, чаще всего не имеет никакого отношения к действительности; кроме того, у него нет воспоминаний, связывающих его с еврейством.

Там, где советская власть утвердилась позже, памяти осталось больше - например, в Молдове; в России, напротив, евреи ничего не помнят. Посему задача наша особенно сложная - нам следует обучить не тех, кто желал бы узнать об иудаизме, но тех, кто уверен - иудаизм отнюдь не является предметом, который надобно знать.

Хочу напомнить и о следующем обстоятельстве: когда открылся "железный занавес", первыми в Израиль выехали те, кто испытывал интерес к еврейской теме. Исторические примеры свидетельствуют о том, что, дабы уничтожить народ, достаточно убить или же выслать его лидеров, - без них все рассыплется. То же произошло и в России. Да, конечно, осталась еврейская интеллектуальная элита или же те, кто преуспел в финансовом смысле; но как евреи они - ничто, они ничего общего не имеют с иудаизмом.

Таким образом, последние 15 лет мы имели дело с общиной, лишенной лидеров; при этом за нами не стояли ни политические, ни финансовые организации. Мы не могли покупать людей - мы их только убеждали,   а  это не в пример труднее; в том числе мы выпускали книги.

Но, конечно, невозможно ждать, чтобы человек, прочтя книгу, кардинально изменился. Судя по моему не такому уж бедному опыту, у евреев подобной конверсии практически не бывает, в отличие от представителей других народов. Русский встает утром - и вот он уже новообращенный христианин; с евреями этого не происходит.

Причина - в еврейском упрямстве, жестоковыйности; еврея никуда невозможно сдвинуть. С религиозным евреем ничего нельзя было сделать, он стоял на своем до конца, и та же черта проявляется в еврее нерелигиозном; таков наш характер.

Я был знаком с секретарем палестинской компартии (ПКП), нелегальной при англичанах. В 1929 году эта компартия поддерживала учиненные арабами погромы, полагая их антиимпериалистическим деянием. Секретарем ПКП был польский еврей Бергер (Барзилай), которого англичане схватили и выслали в Россию,  а  там он стал зампредседателя Коминтерна Димитрова. В 1936 году Бергера взяли. Как и все, он признал свою вину, но когда дело дошло до суда, стал все отрицать. Собственно, эта история повторялась трижды - он во всем признавался,  а  на суде категорически отрицал собственную вину.

Следователи были изрядно утомлены; в конце концов его сослали в Сибирь на 25 лет. Бергера освободили в 1948 году как польского гражданина; в Израиль он приехал уже религиозным евреем, одетым в черное, с бородой. Увидев его, я сказал, что для того чтобы в чем-либо убедить еврея, следует сослать его на 25 лет в Сибирь, - быть может, это на него повлияет. Все прочие методы не очень работают.

- Почему вы не используете современные СМИ, к которым успешно прибегают исламские теологи, - к примеру, Тарик Рамадан во Франции регулярно возникает на телеэкранах.

- На самом деле я тоже появляюсь на французском телевидении. Наверное, Франция - единственная страна, где я не могу спокойно пройтись по улице - меня узнают. В других странах такого нет, но там мы тоже предпринимаем попытки воздействовать на общественное мнение.

Проблема тут следующая: когда некто выступает в синагоге, он обращается к кругу своих знакомых. Но в той же России, к примеру, у нас практически нет "своих людей".

Конечно, серии моих статей появляются едва ли не во всех российских еврейских газетах, но это небольшие издания,  а  значит, локальная аудитория. Имеется у нас и сайт в Интернете, на мой взгляд, весьма внушительный.

- Писатель  А .Б.Йегошуа недавно заявил, что ему весьма симпатично изучение Мадонной Каббалы; ведь почему, собственно, все западные люди должны быть буддистами - пусть лучше штудируют еврейскую мистику.  А  как вы относитесь к формам популяризации Каббалы, предложенным чрезвычайно известным ныне в Америке и в Европе раввином Бергом?

- Как заметила моя жена, кстати, уроженка Самарканда (супруга раввина - племянница знаменитого фантаста Айзека Азимова), когда Мадонна находилась в Израиле, об иудаизме говорили больше, чем когда бы то ни было. В то же время отношения между Каббалой и тем, что изучает Мадонна, примерно такие же, как между любовью и порнографией (хотя связь между этими вещами, безусловно, имеется).

Очевидно, что порнографией интересуется масса народу. Точно так же имеется немало желающих заниматься тем, что преподают в центрах Берга. Последний, кстати, приезжал ко мне много лет назад, еще до того, как занялся нынешним успешным предприятием, в основу которого положен иудаизм без заповедей.

Я не против популяризации как таковой; я считаю, что можно описывать то или иное явление, не прибегая к профессиональному жаргону, но следует при этом избегать искажений, соблюдая истинные ориентиры. Между прочим, как-то обсуждался вопрос, как можно сделать иудаизм более популярным, предлагалось упростить то одну, то другую составную часть. Тогда я сказал: у меня предложение получше - если каждую субботу приглашать в синагогу обнаженную танцовщицу, то иудаизм, безусловно, окажется более популярным. Это несколько похоже на упоминавшуюся вами популяризацию Каббалы.

- Вы как-то сказали, что в Израиле создан новый еврей, который является подражанием абстрактному идеалу нееврея. Вы далее отмечали, сколь далеко израильтянин ушел от еврея; но какого эталонного еврея вы себе представляете?

- Я назову вам некоторые характеристики: так, евреи в неком общем смысле - люди думающие, израильтяне - нет. В Израиле произошли весьма существенные изменения; если всюду в диаспоре евреи знали, что им следует быть самыми лучшими, чем бы они ни занимались, то израильтяне думают, что они уже самые лучшие.

Кроме того, евреям свойствен так называемый комплекс Мессии, освободителя мира. Если помните, в числе народовольцев были евреи, хотя никто их об этом не просил. Среди большевиков, меньшевиков, анархистов имелось множество евреев; более того, один из видных русских анархистов скончался в Герцлии.

Все эти люди, безусловно, жаждали стать освободителями, - это и есть комплекс Мессии в действии; о еврейской амбициозности я в данном случае не говорю.

- Вам тоже свойствен комплекс Мессии?

- Безусловно, ведь я - еврей. Фердинанд Лассаль писал в своих воспоминаниях, что в детстве он был уверен, что станет Мессией. Сначала Лассаль, потом Карл Маркс, потом Лев Троцкий. Точно так же евреи вторгаются в различные религиозные конфессии, будь то движение Хари Кришна или любое другое. К примеру, я получал письма от человека, возглавлявшего самый крупный в мире буддистский монастырь в Шри-Ланке; в процессе переписки неожиданно выяснилось, что он еврей из Галиции. В общем, еврей готов освободить мир если не в качестве еврея, то в обличье христианина, мусульманина, буддиста, социалиста, - у него имеется к этому непреодолимая внутренняя потребность.

Но в Израиле произошли коренные изменения; здесь было решено создать нового еврея - наполовину Спартака, наполовину РАМБАМа. У нас понадеялись, что гены РАМБАМа будут переданы по наследству, но, как выяснилось, чтобы получить гения, следует основательно потрудиться. Спартака оказалось вывести проще, с РАМБАМом произошел сбой. Мы видим результаты опыта.

- Вы некогда говорили о том, что Тель-Авив был построен людьми светскими, которые тем не менее мыслили по-еврейски, и посему тель-авивские улицы, пересекаясь, никогда не образуют крестообразной фигуры. Не кажется ли вам, что современная политическая и светская элита точно так же сохранила глубинную связь с еврейским образом мыслей?

- Отцы-основатели отличались от последующих поколений, которые воспитывались совершенно иначе - как сабры. Во всяком случае, политические руководители, с которыми я знаком, как мне представляется, связей с еврейским образом мыслей не сохранили. Когда Ицхак Рабин был еще жив, я публично заявил о том, что он не сумел поладить с евреями, зато, отправившись в Америку, легко нашел общий язык с неевреями. Я тогда назвал его неевреем, настроенным просионистски.

Я не знаю, из какой семьи Арик Шарон, но вот дед Биньямина Нетаниягу был раввином и весьма значительной личностью. Как-то я сказал, что наша политическая элита - и Шарон, и Нетаниягу, и Барак, и Ольмерт - все люди религиозные, очень религиозные. Каждое утро они встают и отправляют культ - смотрят в зеркало, где видят своего Бога, и воздают ему почести. Разница между ними - самая случайная, для меня они - практически одно и то же.

У нас в Израиле все время стремятся к нормализации, к ассимиляции, к тому, чтобы быть, "как другие народы". Здесь бы происходила еще более внушительная ассимиляция, если бы этому не препятствовали те самые неевреи, с которыми мы желаем соединиться.

Теодор Герцль полагал, что, когда мы станем "нормальным народом", нас перестанут ненавидеть. Но произошло нечто другое - ненависть к единичному еврею сменилась ненавистью к государству евреев. Нас теперь ненавидят как страну, и в этом смысле немногое изменилось.

"Вести", Израиль
Вверх страницы

«Еврейский Обозреватель» - obozrevatel@jewukr.org
© 2001-2005 Еврейская Конфедерация Украины - www.jewukr.org