Ричард Аведон, едва ли не самый модный из фотографов современности и , несомненно, величайший из американских портретистов, ушел из жизни 1 октября, в возрасте 81 года.
Начав свою карьеру незадолго до окончания Второй мировой войны, Ричард сделал потрясающее портфолио. Его стиль был неповторим и легко узнаваем. Его работы не содержат ни подтекста, ни подвоха — мастер всегда акцентировал внимание на лице модели. Аведон признался, что ни в коем случае не пытался привлечь к себе внимание или умалить заслуги своих клиентов, он всего лишь писал правду.
Фотоизображения, сделанные во времена, когда слава Аведона достигла своего зенита, и шокировавшие тогдашнюю общественность, сегодня воспринимаются естественно и свежо, ассоциируясь, скорее, со свойственными звездам одиночеством и пафосностью, нежели с претенциозностью и заносчивостью, которыми болеют «богатые и знаменитые». Да звезды и сами стремились сниматься именно у Аведона — ведь именно его слава помогала их популярности.
Впервые о Ричарде Аведоне услышали как о модельном фотографе. С середины 1940-х он более двадцати лет работал в «Harper’s Bazaar», зачем 24 года провел в американском издательстве «Vogue», одновременно заключив контракты с компаниями «Revlon», «Du Pont» и «Helena Rubinstein».
В 1971 году мастер отправился во Вьетнам, за три года до окончания войны. Он не был специалистом в области военной фотографии, однако успех его работ был поистине грандиозным. Сам он свято верил в энергетику своего искусства и его историю. «Лица, — говорил он, — отражают наш жизненный опыт. И , работая с людьми, я не только забираю немного их души, но и отдаю часть своей».
Родился Ричард Аведон 15 мая 1923 года в Нью-Йорке, в семье эмигранта из России, фотографа Якова Исроэля Аведона и Анны Полонски. Интерес к фотографии проявился у него довольно рано. «Я впитал атмосферу нью-йоркской моды буквально с молоком матери», — с улыбкой говаривал он. В 17 лет Ричард мечтал стать поэтом и даже достиг на этом поприще некоторых успехов. Был и редактором школьной газеты. В 1942-м юношу призвали в армию. На прощанье отец вручил ему подарок — первую фотокамеру марки «Rolleiflex». Тут-то и открылся талант Ричарда — за все время военной службы он не расставался с нею, сделав тысячи потрясающих снимков.
В 1944 году, демобилизовавшись, он решил попробовать свои силы в профессиональной фотографии. Первой моделью Ричарда стала его родная сестра.
Он был удостоен бесчисленного множества наград, а в 1958 году вошел в десятку лучших фотографов мира. В 1992-м именно этот невысокий жилистый человек, обладавший неиссякаемой энергией и воспитавший целую плеяду талантливых и востребованных мастеров, стал первым штатным фотографом журнала «New Yorker».
Jewish.ru
|