«Еврейский Обозреватель»
ГЛАВНАЯ
23/90
Декабрь 2004
5765 Кислев

ТАЙНА НЕСОКРУШИМОСТИ ИЗРАИЛЯ

АРЬЕ ВУДКА

На главную страницу Распечатать

Арье Вудка родился в Украине в 1947 году, был политзаключенным в Мордовии, на Урале и во Владимирском централе в 1969–1976 гг. В конце 1976 года репатриировался в Израиль, участвовал в его войнах, живет в Самарии.

В конце 1970-х начал писать на иврите, выпустил две книги прозы, поэзии и еврейской философии. Перевел на иврит Пастернака, Мандельштама, Бабеля.

Если окинуть взглядом весь огромный мир и задаться вопросом, что в нем наиболее достойно удивления, то справедливый ответ выразится одним словом: Израиль.

Не какими-то качествами своими поражает он воображение,   а  самим фактом своего существования. Когда в ООН бушуют антиизраильские страсти, когда сотни представителей мирового сообщества исходят ненавистью уже много лет в обстановке почти полного единодушия и вседозволенности, когда чувствуешь, что нет ни одного государства, которое не вздохнуло бы облегчено, если бы слово «Израиль» стерлось из поднебесной, невольно вопрошаешь себя: что это за сверхдержава, бестрепетно разрезающая своим килем всемирную бурю? Пришелец из иного мира не поверил бы, что вселенские громы проклятий, войн и террора отпускаются народу, составляющему исчезающе малую долю процента в населении земли,  а  добрую половину его территории можно видеть запросто невооруженным глазом с какой-нибудь не особенно высокой горы.

И эта кучка людей на клочке земли умудряется устоять под тотальным натиском полумира, перед которым в страхе отступают могучие гиганты, включая сильнейшее государство мира — США. В чем же тайна Израиля? Недра его земли до сих пор остаются скупыми. Этот народ составляет не единую расу,  а  их набор, среди которого масса народов отыскали бы свой физический тип. Нет общества более многоязыкого. Культурное наследие стран Исхода делает его калейдоскопически пестрым.

Воинственность? Этот народ не склонен к жестокости, и на улице не увидишь драк. Он искренне мечтает о мире и готов ради него на огромные уступки.

Религия? Но основная масса израильтян нерелигиозна.

Социальная структура? Экономическое и духовное развитие? И то, и другое оставляет желать лучшего. Богатства мирового еврейства? Его влияние на средства информации? Но богатства арабских шейхов неизмеримо преобладают,  а  всемирная левая мафия, ненавидящая Израиль, — вот истинный монополист голоса в современном мире. Итак, в самих израильтянах невозможно отыскать корень тайны, наоборот, чем больше объективных данных об Израиле и его врагах мы соберем и сопоставим, тем более верно придем к убедительному выводу: этого не может быть. Такое государство не может существовать. И все же оно живет и крепнет, как всеми осязаемое чудо. Чем глубже копаешь, тем больше недоуменных вопросов: что за сила извлекла этих людей из стран, где они жили тысячелетиями? Во всех отношениях — духовном, физическом, языковом, культурном, профессиональном — они нередко ближе к населению стран Исхода, чем друг к другу. Так чья же рука разорвала все их прежние связи и свела вместе на этой земле? И почему именно здесь?

Видно, недаром этот уголок, который трудно разглядеть на глобусе, признан особым, священным у доброй половины населения мира. Видно корень проблемы надо искать в сфере сверхъестественного, потому что рационализму перед этим феноменом остается только растерянно развести руками.

Есть три религии, касающиеся этого вопроса: ислам, христианство, иудаизм. Ислам и христианство, при всех расхождениях между ними, едины в своем отношении к Израилю: по их мнению, в прошлом этот народ был хранителем откровения, но потом отпал, превратился в сухую ветвь, которая больше никогда не зазеленеет.

«Они прошли», — утверждает Коран... Ибо если они не прошли, если все данные им откровения остаются в силе, то как может Коран прийти на смену действующему, живому откровению? Что такое тогда ислам?  А  в христианстве вопрос вообще стоит ребром: без объявленной им «ветхости» (т.е. устарелости, отмененности) еврейского завета христианство осталось бы лишь течением внутри иудаизма. Что такое Новый Завет, если Старый вовсе не расторгнут?  А  что же говорит об Израиле этот Старый Завет?

Вот слова Торы, открытые Моисею около трех с половиной тысяч лет назад и переведенные для евреев задолго до гибели древнего Израиля: «...и отторгнуты будете вы от земли, в которую ты вступаешь для владения ею. И рассеет тебя Г-сподь по всем народам, от края земли до края земли» (Второзаконие 28, 63-64).

«И станешь ужасом, притчею и посмешищем среди всех народов, к которым отведет тебя Г-сподь» (там же 28,37). «И сойдешь с ума от зрелища перед глазами твоими, которое ты увидишь». «И погибните среди народов, и пожрет Вас земля врагов ваших...». «Возвратит Б-г, Г-сподь твой, изгнанных твоих и смилосердится над тобою, и опять соберет тебя из всех народов, среди которых рассеял тебя Г-сподь, Б-г твой. Хотя бы были заброшенные твои на краю неба, и оттуда соберет тебя Г-сподь, Б-г твой, и оттуда возьмет тебя; и приведет тебя Г-сподь твой, в землю, которою владели отцы твои, и будешь ты владеть ею» (Второзаконие, 30,3-5).

У меня захватывает дух и немеют уста, когда я пытаюсь осмыслить столь грандиозное чудо. Ведь то, что обычно понимается под чудесами и знамениями, имеет локальный характер, ограниченный в пространстве и во времени, как и в характере самого чуда. Такие чудеса оставляют почву сомнениям:  а  вдруг это редкостное, неведомое явление природы? Иллюзия? Мираж?  А  вдруг фокус, шарлатанство, магия, гипноз?  А  вдруг обман, преувеличенная легенда? Здесь — совсем иное. Даже величайшие чудеса Синая меркнут перед этим сверхчудом. Целая панорама самых невероятных пророчеств разворачивается на всемирных просторах в течение тысячелетий и, в конце концов, сбывается до последней буквы! Знамения — это демонстрация могущества. Кроме Б-га есть сотворенные Им духи, есть и человек, созданный по образу и подобию Его,  а  потому имеющий некоторое подобие Его сверхъестественных возможностей (магия). Поэтому и жрецы египетские повторяли некоторые из чудес Моисеевых. Потому никакое локальное чудо, говорящее об ограниченном могуществе, не может быть несомненным свидетельством, требующим религиозного поклонения.

Б-г — Всемогущ, и Его знамение — это демонстрация Всемогущества. Имя этому знамению — Израиль. Это то, невероятное, что стоит у всех перед глазами, от чего нельзя отмахнуться. Эта небывалая, беспрецедентная цепь событий никого не оставила в стороне, совершившись над шеренгой поколений наперекор естественному ходу вещей, наперекор сверхдержавам, физическим и духовным, наперекор самому пространству и времени. Человечеству никогда не смыть со своего чела эту печать Всемогущего.

В этом тайна несокрушимости Израиля: мир на самом деле противостоит не Израилю,  а  Б-гу. В этом глубинный секрет мистической ненависти к Израилю: самим своим существованием Израиль подрывает основы всех других вер, являясь живым свидетельством всемогущества своего Б-га.

Из книги «Скрытый свет» Sunny Sail. Alon More 2000
«Еврейский интернет-клуб»
Вверх страницы

«Еврейский Обозреватель» - obozrevatel@jewukr.org
© 2001-2004 Еврейская Конфедерация Украины - www.jewukr.org