«Еврейский Обозреватель»
КУЛЬТУРА
22/89
Ноябрь 2004
5765 Кислев

ИНТИМНЫЙ МОДЕРН   В  ОБОСТРЕННОМ ВОСПРИЯТИИ

МАРИНА НЕХЛИН

На главную страницу Распечатать

Вернисаж замечательного художника Яна Раухвергера  в  Третьяковской галерее привлек внимание высоким уровнем гостей. На открытии выставки критик и специалист  в  области изобразительного искусства Александр Морозов рассказал о том искреннем удовольствии, которое испытываешь при первой встрече с живописью Яна Раухвергера.

Иногда лучше привести слова специалиста, чем пересказывать: "Увиденное поразило сочетанием органической эрудиции  в  области живописной культуры,  в  таких мощных пластах художественного наследия, с великолепным живым, глубоко лирическим и личным творческим, отношением к тому, что делает художник. Изумил такой вполне реалистический, но не  в  смысле старой традиции XIX века, но очень тонкий, проникновенный психологизм Яна Раухвергера. Один из его любимых жанров - это портрет. И присутствует удивительно тонкое состояние, удивительно тонкий психологизм - это увлечение, сопереживание, вживание  в  чужой человеческий мир - это великое древнее свойство художества, оно у Яна Раухвергера сочетается с блестящим модернистским владением культурой цвета, отношением к плоскости холста, к мягкой и полнозвучной выразительности живописного мазка".

Художник  в  своих картинах часто использует светлые тона, но они неподражаемо мягкие и глубокие. На выставке представлены  в  основном работы маслом, но есть гуашь и акварели, три пастели. Картины предоставлены владельцами частных собраний, Музеем израильского искусства, галереей "Бинет"  в  Тель-Авиве, есть работы из личного собрания художника.

На выставке представлено много женских портретов. На большинстве картин одно и то же лицо  в  обрамлении шапки золотистых волос - это жена художника Галит.

"Галит", "У окна" - она уже узнаваема, он ею любуется. Центральный портрет  в  полный рост "Розовый халат". А вот столетняя бабушка, картина называется "Зеленая скамейка". Опять картина  в  розовых тонах " В  мастерской художника". Очень мило - действительно художник живописует нашу жизнь.

Ян Раухвергер родился  в  Туркменистане, где семья художника Мордехая Райхваргера  в  1942 году находилась  в  эвакуации. Впоследствии Ян сменил фамилию на Раухвергер. Окончил  в  1951 году отделение живописи художественной школы им. Шевченко при Киевской академии художеств. Увлекался творчеством Эль Греко и импрессионистов.  В  1968 году окончил отделение графики Московского полиграфического института.  В  1965-1973 гг. становится учеником и последователем художника Владимира Вейсберга.  В  1973 году переезжает с женой Ириной  в  Израиль, начинает преподавать рисунок  в  институте Авни  в  Тель-Авиве. С 1980 два года преподает  в  Академии искусств Бецалель  в  Иерусалиме. 1982-1983 гг. - живет  в  Париже.  В  1986 году женится на Галит Алони, от этого брака рождаются сыновья Даниэль и Надав. Начинает работать с галереей Бенет  в  Тель-Авиве. 1993 год - впервые после 20-летнего отсутствия приезжает  в  Москву, где  в  1994 году открывается его персональная выставка  в  галерее "Московская палитра". С 2002 года живет  в  Яффо. С 1975 года по настоящее время состоялось более 40 персональных выставок,  в  том числе  в  городах Филадельфия, Амстердам, Париж, Берлин и других.

 В  первой десятке великих художников Раухвергер назвал Тициана и Джотто, а также делла Франческо, Туссе, Сезанна, Матисса.

- Ян, у меня создалось впечатление, что вы воспеваете женщину. Это действительно так?

- Мне кажется, что да. Но есть женщины, которые думают, что я ненавижу женщин, когда их пишу. Просто я их люблю по-разному.

- Вы влюблены  в  свою жену?

- Скорее я влюблен  в  цвет. А все, что там получается, неконтролируемо: я не могу сказать, что я это делаю - это получается само собой.

- Мне показалось, что вы очень любите светлые, какие-то радостные оттенки. Розовый, голубой, оранжевый. Создается ощущение, что вы светлый художник.

- Мне трудно сказать. Нет у меня любви к конкретным цветам. Я каждый раз меняю, думаю, над каким цветом работать, потому что мне так интересно. Сегодня я, допустим, работал синее, голубое, а завтра хочу изменить, и работаю  в  красном. Я люблю экспериментировать с цветом.

- Как вы выбираете цвет? Это происходит по настроению?

- Это неважно. Важно, с чего начать, чтобы понравилось, увлекательно было работать с каким-то мотивом, цветом, и когда начинаешь работать, что-то изнутри может заговорить, но для этого просто нужно взять кисть  в  руки и начать бороться за какую-то правду, которую чувствуешь, видишь.

- Бороться за правду - что по-вашему означает эта борьба?

- Сначала я беру открытый цвет, который я огрубляю, затем мне кажется, что это не так. Я начинаю с ошибок, и потому есть с чем бороться. Если бы я начинал все правильно, то это было бы сразу предметно, и бороться было бы не с чем, и была бы сразу прекрасная красная тряпка или красное платье. Но так сначала начинается проблема с цветом, и тогда есть над чем работать.

- То есть вы делаете мазок и начинаете работу с этим цветом?

- Я делаю пятно - моя композиция начинается с композиции цветных пятен, и  в  принципе она и заканчивается ими.  В  основе моего искусства лежит мировая традиция живописи  в  своем развитии,  в  комплексе, я гражданин "страны живописи". Еврейское, может быть, есть что-то внутри. Вообще я родом из раввинской семьи, у меня все родственники  в  Америке раввины. Отец единственный, кто был художником.

Человечность моих работ, которую подмечают критики, - это неконтролируемое, это получается, когда я пишу натюрморт или модель. Это сегодня достаточно редко встречается, человечность - это качество хасидизма.

- Обычно художники, деятели искусства, которых приглашают из Израиля, особенно чье искусство поддерживает Посольство, считают своим долгом писать про Израиль, Иерусалим, у вас я не увидела таких работ, представлены глубоко личные произведения.

- Для меня каждый пейзаж, каждая женщина - это все Иерусалим. Но сам я живу  в  Яффо.

- Некоторые художники стараются свои картины облечь  в  яркие дорогие помпезные рамки. Играют ли для вас роль рамочки?

- Наоборот, мне они мешают, если только это не рамки, которые я сам планирую  в  этой жизни - и сам раскрашиваю.

Мне увиделось, что еврейская тема выставки - это еврейские лица на холстах, мне понравился искренний тон разговора с художником.

Печатается с сокращениями
Sem40.ru
Вверх страницы

«Еврейский Обозреватель» - obozrevatel@jewukr.org
© 2001-2004 Еврейская Конфедерация Украины - www.jewukr.org