В преддверии открытия реконструированной синагоги на Подоле журналисты не раз и не два описывали подробности проекта, останавливаясь на строгой величавости просторного молельного зала, массивных дверях, огромных витражах.
На мой взгляд, главное в другом... В атмосфере Храма, в той особой ауре, которая привлекала сюда наших соплеменников и в советское время, и особенно в начале 90-х, когда сотни молодых и не очень людей стали приходить на Щекавицкую, 29 по пятницам просто, чтобы почувствовать себя евреем. Нельзя забывать и о противостоянии, исходившем от постоянных прихожан — стариков, которые, вероятно, имели на это право. Что поделаешь, патриархальная еврейская жизнь канула в прошлое, но это не повод к ассимиляции, и пусть для «новичков» синагога не всегда была Синагогой, они приходили к себе.
Одним из первых шагов рава Блайха, только приехавшего тогда в Киев, стало проведение кидуша по пятницам, первого кидуша в жизни для большинства посетителей тех лет... Первый кидуш, первые еврейские субботние песни, впервые услышанные слова двар-Тора. Слово «впервые» было тогда ключевым и крепко-накрепко связанным с синагогой на Подоле. Поэтому синагога эта — не просто Храм, а и отправная точка возрождения еврейства Киева и Украины.
Здесь была открыта первая воскресная школа в Киеве, здесь зарождалась первая еврейская общеобразовательная школа в Украине, здесь шли занятия первой иешивы. И само это здание — символ не только еврейской стойкости, но и знак возрождения нашей духовности. Сотни сегодня уже вполне зрелых мужчин и женщин возвращаются в памяти в те пятницы, когда именно здесь они впервые встретили своих будущих избранников. Еще больше людей могут сказать, что именно в этом здании они впервые посмотрели на себя как на еврея. Тома воспоминаний можно издать о судьбе этой синагоги в военное время, о тотальном контроле над ее деятельностью в черные времена государственного антисемитизма. И чем восторженнее люди принимали открывшуюся им здесь духовность, тем острее воспринимали слова молитвы. А сейчас в Киеве уже минимум шесть мест, где по субботам собирается миньян.
Сегодня у многих киевских евреев появилось чувство гордости за свой дом, за свой Храм, чувство исполненного долга, ибо сказано в Талмуде: «Дом Б-га нужно украшать».
Одна из пристроек была разобрана, а два купола, предусмотренные первоначальным проектом конца XIX века, но так и не возведенные, наконец, заняли свое законное место. Главный спонсор реконструкции синагоги — Сопрезидент Еврейской Конфедерации Украины Эдуард Шифрин показал пример бизнесменам-евреям. Именно после его инициативы проект поддержали все члены Попечительского совета ЕКУ. Это первая синагога в Украине, восстановление которой было полностью профинансировано местной общиной. Разумеется, не везде у общин такие возможности, как в Киеве, но только за последние годы восстановили синагогу в Днепропетровске, отстраивают Хоральную синагогу в Харькове, в донецкой синагоге сделан прекрасный ремонт, львовские евреи обретают достойный Храм. И в этом смысле восстановление синагог в крупных городах дает импульс и малым общинам, многие из которых в прошлом были известными еврейскими центрами.
В ближайшие годы на территории, прилегающей к синагоге, планируется построить новую микву, столовую и большой актовый зал, кошерный ресторан и гостиничный комплекс. С другой стороны расположится образовательный центр для проведения различных программ. Уже к Песаху при синагоге откроются вечерние курсы для взрослых, а раз в месяц на Щекавицкой, 29 будет проводиться большой открытый шаббат, включающий трапезу и лекции.
Прекрасное чувство ностальгии постепенно уступит место не менее прекрасному чувству гордости. И многие евреи, еще ни разу не бывавшие в синагоге, придут к нам — сначала просто из любопытства, полюбоваться архитектурным решением, а потом и просто потому, что здесь — их дом.
|