«Еврейский Обозреватель»
ЭТО БЫЛО
20/87
Октябрь 2004
5765 Хешван

ЕВРЕЙСКИЙ СЫН АВСТРИЙСКИХ ПРАВЕДНИКОВ

МАЙЯ ЛАЗАРЕВА

На главную страницу Распечатать

Войну старший лейтенант Михаил Рыбчинский встретил в Ивано-Франковске. После отступления до Умани из уцелевших бойцов 12-  й  армии была создана 6-я армия, и Рыбчинский возглавил секретную часть штаба артиллерии. В конце 1941 года он получил первую награду - медаль "За боевые заслуги". Но уже в мае 1942-го 6-я армия попала в окружение, а Рыбчинского и многих его однополчан ждал плен.

Когда расстреливали офицеров-евреев, Михаила Рыбчинского спасла внешность - он был курносым и голубоглазым, а свои документы успел уничтожить. Затем - лагерь в Хаммельбурге (Южная Бавария), надпись у входа - "В войне виноваты евреи". Михаил с группой военнопленных работал на пилораме, но очень скоро за саботаж их отправили в Маутхаузен. Так Михаил Рыбчинский стал узником 20-го блока смерти, по сути лагеря в лагере. Кормили через день. После истязаний, которым подвергались пленники, казалось, что они не способны не только оказывать сопротивление, но и жить. Однако узники 20-го блока готовились к восстанию и побегу. Палачи что-то пронюхали - были схвачены и после жестоких пыток казнены 25 человек. Они погибли, не раскрыв плана побега. И в ночь на 2-е февраля 1945 года 500 узников совершили дерзкий побег из блока смерти.

На рассвете Михаил Рыбчинский и Николай Цемкало добрались до села Винден, в семи километрах от Маутхаузена. Михаил постучался в дом на окраине села. Здесь жила семья Лангталеров. "Я понимал немецкий язык и, зная идиш, мог объясниться с хозяевами", - рассказывает Михаил Львович. Михаила не спросили, откуда он - в полосатой одежде, изможденный, - конечно, бежавший узник. Так в многодетной семье Лангталеров появились еще два сына. Лангталеры, рискуя жизнью, прятали у себя Михаила и Николая до мая 1945 года. Мария Лангталер называла их сыновьями, а они ее - мамой.

Семья Лангталеров спасла Михаила Рыбчинского и из фильтрационного лагеря в Вышнем Волочке Калининской области. На запрос Посольства СССР Лангталеры подтвердили факт побега, и старший лейтенант Рыбчинский был освобожден и оправдан.

Все братья Рыбчинские - Борис, Михаил, Иосиф - вернулись с фронта с наградами, но их родители не дожили до этого дня - они погибли в оккупированном Фастове осенью 1941 года.

После войны у Михаила Львовича была совершенно мирная профессия - директор треста столовых Московского района Киева. Вырастил дочь Наталию, воспитывал внуков.

Со своими спасителями Михаил Рыбчинский и Николай Цемкало после войны встретились лишь в 1965 году, когда с представителями Комитета ветеранов войны побывали в Австрии - в Маутхаузене. Затем чета Лангталеров гостила в Украине у своих названых сыновей.

Ныне из большой семьи Праведников мира живы только дочери Анна и Мария.

Михаил Львович Рыбчинский в свои 89 лет бодр и энергичен, помогает своим побратимам. Он награжден орденами Отечественной войны и Богдана Хмельницкого. О подвиге советского офицера Михаила Рыбчинского австрийский режиссер Андреас Груббер снял документальный фильм "Охота за зайцем".

Михаил Львович всегда помнит слова своего названого брата патера Йозефа Лангталера, сказанные им незадолго до смерти: "Нуждающемуся надо подать руку помощи". Семья Лангталеров доказала это не на словах а на деле. Если бы все люди в мире так поступали - меньше было бы жертв Холокоста.

Вверх страницы

«Еврейский Обозреватель» - obozrevatel@jewukr.org
© 2001-2004 Еврейская Конфедерация Украины - www.jewukr.org