Есть ли в Украине проявления ксенофобии и антисемитизма? И если они имеют место, то насколько сильны? Свое мнение по этой проблеме сегодня высказывает кандидат политологии Александр Найман.
- Я полагаю, что за последний год проблема антисемитизма в Украине серьезно обострилась. Если в 2002 году было зафиксировано 149 антисемитских публикаций в различных изданиях, то в 2003-м их стало 258. Выросли и тиражи изданий, публикующих такие материалы. Одни "Сільські вісті" имеют тираж почти 500 тысяч экземпляров. Подобные статьи стали подписывать люди с профессорскими и академическими званиями, и даже иногда мелькают фамилии отдельных чиновников достаточно высокого ранга. Десятки антисемитских книг сегодня "гуляют" по Украине.
- Какими факторами обусловлен этот скачок именно сейчас? Предвыборной кампанией или чем-то иным?
- Я думаю, во-первых, появилось очень серьезное финансирование таких публикаций, во-вторых - они пользуются безнаказанностью. Достаточно сказать, что "Ідеаліст", публикующий материалы, призывающие "уничтожать жидов", продолжает выходить в прежнем статусе, хотя против него уже не раз возбуждались судебные дела. Так что остановимся на двух факторах - финансовая поддержка и безнаказанность - вот причины, способствующие росту антисемитизма.
Сложность здесь в том, что средства, используемые на антисемитскую пропаганду, формально выделяются на другие цели, например, на обучение иностранных студентов.
Что же касается безнаказанности, то здесь, конечно, целый ряд причин: и неумение пользоваться законами, и трусливость ряда общественных лидеров, прежде всего, еврейских.
- Однако, при чем здесь еврейские лидеры, если выходит "Ідеаліст", которым в первую очередь должна заниматься прокуратура. Ведь там публикуются не какие-то витиеватые, как бы "антисионистские" статейки, а призывы "убивать жидов" или депортировать...
- По моему мнению, прокуратура все годы независимости Украины старается уходить от этих проблем. То же самое можно сказать о ведомстве, которое сейчас называется Государственным комитетом по телевидению и радиовещанию. Где же выход? Известно справедливое высказывание, что законы молчат, пока не проснулось общественное мнение. Если мы сами не хотим себя защищать, то надеяться на доброго дядю нечего. Общественные организации, прежде всего еврейские, должны научиться себя защищать. К сожалению, еще не было ни одного обращения, например, к Президенту Украины со стороны украинских еврейских лидеров, которые бы что-то конкретное предложили. Хотя оснований для этого более чем достаточно. Практически не создана, и даже нет наметок на это, система противодействия антисемитизму. И вот таких отрицательных факторов довольно много. Сколько у нас проходит митингов памяти жертв нацизма. Хоть на одном говорится о современном антисемитизме?
- Говорится...
- Практически нет. Противодействие юдофобии у нас почти полностью отсутствует. В то же время оно реально возможно, о чем свидетельствует процесс против "Сільських вістей". И если бы осмелились, допустим, львовские еврейские структуры подать в суд на "Ідеаліст", думаю, результат мог бы быть положительным.
Сошлюсь на собственный опыт. Сейчас мне приходится вести два судебных процесса в разных районах Киева. Дело в том, что юдофобы взяли на вооружение такой метод, как очернение тех, кто выступает против антисемитизма. Поэтому, когда появляются люди, которые подписывают экспертизы, разоблачающие антисемитизм отдельных публикаций, либо кто-то подает в прокуратуру на эти издания, сразу же начинается клеветническая кампания. Я ощутил это на себе. И поэтому подал в суд на газету "Персонал+" и на В.Яременко, который написал обо мне много выдумок.
- Как же протекают эти процессы?
- Процесс против "Персонала" (в Голосеевском районном суде Киева) вступил в деловую стадию (это защита чести и достоинства). Раньше процесс несколько раз откладывался: то судья был занят, то у ответчиков не было достаточно полномочий, и они не являлись. Теперь заменили судью, и все пошло в достаточно деловом порядке. Но МАУП подала на меня встречный иск, он касается публикаций в журнале "Корреспондент", где со ссылкой на меня было сказано, что журнал "Персонал" ведет антисемитскую деятельность. Поэтому в процесс включился аспект доказательства антисемитского характера публикаций журнала "Персонал". Естественно, что по данным публикациям я принес в суд целый ряд материалов: и научную экспертизу, и высказывания специалистов. Научная экспертиза Института политических и этнонациональных исследований Академии наук Украины была сделана по просьбе Государственного комитета Украины по делам национальностей и миграций.
- Что же ваши противники пытаются возразить на научную экспертизу уважаемого института?
- Они, например, взяли в Министерстве юстиции письмо, что Институт политических и этнонациональных исследований не относится к специализированным экспертным организациям этого министерства. Как будто это имеет значение. Но они считают, что это какой-то аргумент.
- Экспертиза была сделана по смыслу "публицистики", идеологических высказываний, а не юридических положений. Причем тут принадлежность к какому-то министерству?
- Да, объективно их утверждение аргументом не является. Но вот интересный аспект: в свою защиту они используют текст, составленный в Свято-Троицком мужском монастыре в российском Приморье. Причем данный текст стоит того, чтобы о нем сказать отдельно. Это якобы ответ на вопрос некоего Андрея об отношении православия к тамплиерам. Однако тамплиерам там посвящено 3-4 строки, зато две страницы посвящено Бней-Бриту, который не имеет ничего общего с тамплиерами.
- Естественно, ведь тамплиеры - католический орден, основанный еще в Средние века.
- Но в ответе утверждается, что власть в США, организация мировых войн и ООН, через которую якобы планируется приход к власти "мирового царя", - это все дело рук Бней-Брита. Вот такие, с позволения сказать, источники используют представители МАУП в суде. Причем они сами это официально попросили приложить к судебному делу.
- А как судья реагирует на такие вещи?
- Судья, естественно, спросила наше мнение. Я не возражал приобщить данный материал к делу. Потому что он свидетельствует о научном уровне наших оппонентов, и этот листок действительно к делу приобщили.
- А "Протоколы сионских мудрецов" не приобщили к делу?
- Практически эта выдумка о Бней-Брите выдвигает те же идеи, что и в "Протоколах".
- В каком состоянии сейчас суд?
- Состояние следующее: я как истец выступил, ответил на вопросы ответчиков. Они тоже имели одно выступление, но его не закончили, на следующем заседании будет еще небольшое их выступление, затем они должны будут ответить на мои вопросы. Словом, процесс идет.
А вот дело в суде Оболонского района, где ответчиком выступает В.Яременко, практически стоит на месте. Пять раз ответчик не приходил в суд.
- А есть какое-то количество раз неявок, число которых нельзя превышать?
- В законе количество неявок не указано. В нем говорится о том, что если неявка безосновательна, то можно применять следующие меры - или наложить штраф, или проводить заседание без той стороны, которая не явилась. Но Яременко все время через разных людей передает какие-то бумажки, не подтвержденные никакими документами, что он якобы находится в больнице, или присылает телеграмму без подписи, без справок, что он в отпуске. В последний раз нам сообщили, что он в командировке. В связи с этим за постоянные безосновательные неявки судья принял решение наложить на ответчика штраф в размере 51 гривни.
- Я думаю, что подобный штраф его "страшно разорит".
- Дело, конечно, не в сумме, а в том, что средства массовой информации сообщили всей Украине, что Яременко не появляется в суде. УТ-1 и "Интер" это все снимали. Яременко, который так смело выступал с ксенофобскими измышлениями на страницах различных изданий, когда пришло время нести за это ответственность, ведет себя уж очень-очень тихо. И если он не явится на следующее заседание, я буду настаивать, чтобы судебный процесс состоялся без него.
- Из вашего рассказа можно сделать вывод, что если бы еврейская общественность проявляла активность именно в правовом поле демократического государства, это могло бы принести существенные плоды. Бытует, правда, мнение, что ксенофобы этого не боятся, но, судя из нашего разговора, это мнение, возможно, ошибочно.
- Я думаю, что обращение в суд с иском против антисемитов - мера, конечно, крайняя, но очень эффективная. Она эффективна потому, что, к сожалению, у нас в стране сейчас такая ситуация, что тех, кто пишет небезопасное для межнационального согласия вранье, только через суд можно заставить за него отвечать. А если они не хотят являться в суд, то тут уже могут работать средства массовой информации. А они, в общем-то, стараются освещать события, происходящие в судах, особенно на межнациональной почве. Так что не нужно бояться, нужно действовать.
Интервью Михаила Эйвина
|