«Еврейский Обозреватель»
ЕВРЕЙСКИЙ МИР
16/83
Август 2004
5764 Элул

ШАНХАЙ - ГОРОД ЕВРЕЙСКИХ БЕЖЕНЦЕВ

ДЖАСПЕР БЕККЕР

На главную страницу Распечатать

Главный торговый город Китая хоронит свое прошлое под быстро растущими горами из стали и стекла. Но Хонку, приютивший некогда семьи, бежавшие от Холокоста, еще можно спасти.

Вангфа Лианг отчетливо помнит взбитые сливки, первоклассные оркестры и молитвы в синагоге с тех времен, когда этот трущобный доковый район Шанхая назывался маленькой Веной.

— На улицах стояли столики, и я помню свадьбы в кафе «Вена». Мой шеф, российский еврей   г-н  Штейн, и другие официанты приехали из Берлина. Мы все дружили и жили в гетто, — рассказывает он на правильном английском.

Теперь  г-ну  Лиангу 85 лет. В конце концов, его заставили съехать из дома, который он купил у своих еврейских коллег, когда они уехали перед тем, как в 1949  г . к власти пришли коммунисты.

Вдоль северного берега реки Хуанпу, сразу за пристанью и балочным металлическим мостом, находится район доков Хонку. Он прославился, когда приютил около 30 000 евреев в годы японской оккупации Шанхая.

Последнее время это место снова замелькало в новостях. Виной тому — отважный план: сохранить его от новых веяний и превратить его в своеобразный заповедник — символ китайско-еврейской дружбы. Кроме того, это последняя попытка спасти то, что осталось от архитектурного наследия Шанхая, и не дать ему окончательно превратиться в холодный мегаполис башен из стали и стекла.

Впрочем, этот район, больше известный ранее как Хонкью, уже полон кранов и строительных площадок. Над бывшим кафе «Вена» нависла 40-этажная бетонная гостиница. А  г-на  Лианга и его соседей срочно пытаются переселить из последнего дома из розово-серого кирпича, где жили когда-то беженцы, в новые жилые кварталы.  Г-н  Лианг работает нынче смотрителем синагоги Охель-Моше. В свое время она была духовным центром еврейского квартала, теперь же превратилась в музей.

Посетители, в том числе Хиллари Клинтон, Мадлен Олбрайт, Герхард Шредер и все израильские лидеры, смотрят вначале видео в кабинетах бывшей штаб-квартиры Лиги молодых сионистов.

Сегодня этот район был предназначен под снос. С другой стороны, власти Шанхая обеспокоены тем, что гостям города не на что будет смотреть. По этой причине они рассматривают сейчас несколько планов сохранения еврейского квартала. Один из планов был предложен еврейским предпринимателем из Канады Ланом Левенталем. Подробная разработка плана проведена Кристофером Чоа. Он работает в одной из старейших архитектурных компаний Нью-Йорка — HLW International.

Они хотят сделать синагогу центром мемориального парка, в который войдут и могилы бывших жителей этого района, а также соединить ее с линией берега и нарядным буддистским храмом. В парке возле синагоги уже стоит небольшой памятник, посвященный «беженцам 1937–1941 гг., у которых не было своего государства».

В 1958  г . памятники на еврейских могилах были передвинуты, а затем, в ходе Культурной революции, даже разрушены и раскиданы. Некоторые из них были обнаружены позднее в отдаленных деревнях. Они использовались там в качестве камней-плитняков и стиральных досок.

Вышеназванный проект хочет повторить успех Ксин-Тианди — района двух старых французских кварталов. Их спасли и превратили в оживленный ресторанно-торговый центр.

Илан Маор, генеральный консул Израиля в Шанхае, убежден, что новый план преобразования еврейского квартала в Хонку окажется таким же удачным.

— Важно также сохранить этот район, чтобы показать всю крепость дружбы двух наших народов, — отметил профессор Руан Йисан из Университета Тонгджи.

Первая волна беженцев прибыла сюда в 20-х годах XX века — после русской революции. Осели они в Харбине. До середины 30-х годов там проживало до 20 тысяч беженцев. Китайские власти восстановили две синагоги, кладбище и еврейскую школу. Они собираются также открыть Харбинский музей еврейской истории и культуры.

— У евреев не было другого укрытия. Это была уникальная ситуация. И китайцы не только пустили их в свою страну, но и встретили их приветливо, — рассказывает  г-н  Маор.

Следующая волна евреев хлынула в Китай в 30-х годах. Они спасались от советского вторжения в Литву, Латвию и Польшу. Израиль по сей день благодарен японскому консулу в Литве Чиуно Сугихаре. В свое время он не послушался приказа из Токио и выдал более 2000 виз евреям. Благодаря этим визам они смогли уехать по Транссибирской железной дороге во Владивосток. Оттуда они уплывали на корабле в японский город Кобе, а из Кобе — уже в Шанхай.

Другие евреи были вынуждены покинуть Германию, Австрию и другие страны, попавшие под каблук нацистов. Генеральный консул Китая в Вене д-р Фенг Шан Хо также не послушался приказов Куоминтанга (КМТ) и выдал 20 тысяч виз в 1938–1940 годах.

В 20-х годах у КМТ были прочные связи с Германией. Однако, когда Гитлер заключил пакт с Японией, КМТ стал его врагом. Среди последователей Чан Кай Ши был и некто Моррис Коэн по прозвищу Два ружья. Этот телохранитель дослужился в китайской армии до звания генерала.

Еврейские беженцы присоединились к беженцам-белогвардейцам. Вместе они поселились в городе, за который ожесточенно боролись Япония и КМТ под началом Чана. К тому времени, как японцы захватили Шанхай, 25 тысяч человек проживало там на площади менее одной квадратной мили.

Они выжили, впрочем, благодаря не столько китайцам, сколько японцам. После нападения Японии на США их насильственно поселили в районе площадью около одной квадратной мили, где проживало уже около 100 тысяч китайцев. Это был перенаселенный рабочий квартал, прилегающий к докам. Евреям, однако, разрешали открывать свои рестораны и магазины, хотя им и требовалось специальное разрешение на выезд из того района. Между тем, британцы были интернированы в лагеря за пределами Шанхая.

В июле 1942  г . глава гестапо в Японии полковник Йозеф Майзингер приехал в Шанхай и предложил свой план «окончательного решения еврейского вопроса в Шанхае». Японские власти даже не стали его слушать. Многие влиятельные фигуры в Японии чувствовали себя в моральном долгу перед еврейскими банкирами, предоставившими займы и выпустившими облигации, позволившие японскому правительству и армии финансировать свою программу модернизации 30-ю годами раньше. После поражения Японии многие беженцы уехали в итоге в Америку, Австралию, Израиль и другие страны. Великие еврейские семьи Шанхая — Кадури, Хардуны и Сассуны — так и не смогли вернуть свое имущество, хотя некоторые их ветви по-прежнему процветают в Гонконге. Так, Кадури до сих пор владеют компанией China Light and Power — крупнейшим в Гонконге энергетическим предприятием.

Эти еврейские семьи были в числе первой группы иммигрантов, состоявшей из 700 евреев-сефардов, приехавших из Багдада, Испании, Португалии и Индии, когда 150 лет назад британцы и французы начали превращать Шанхай в главный торговый город Китая. До начала 20-х годов в Шанхае проживало лишь 1700 евреев, но они пользовались известностью.

Коммунистическая партия Китая не испытывала особого желания сохранять или тем более прославлять их капиталистическое наследие.

Сассуны, приехавшие в Шанхай в 1844  г ., построили роскошную гостиницу «Катэй» (ныне гостиница «Мир»). Сэр Виктор Сассун жил в фантастическом особняке в стиле Тюдор с галереей менестрелей и камином — настолько большим, что там можно было жарить быка. Теперь этот дом превратился в гостиницу «Кипарис».

От Кадури достался Китаю белый, похожий на свадебный торт особняк, ставший теперь Детским дворцом. Знаменитая Шанхайская консерватория располагается в бывшем Шанхайском еврейском клубе.

— Эти люди были большими капиталистами, спекулянтами, торговцами опиумом. Они приехали сюда, чтобы делать деньги, как англичане в свое время приезжали в Америку, — говорит профессор Руан.

Синагога Охель Рахиль — величественное здание, построенное в 1920  г . сэром Джейкобом Элиасом Сассуном в память о своей жене Рахили. Сейчас она занесена в список 100 ценных строений, подвергающихся наибольшей опасности, составленный Всемирным фондом памятников архитектуры. Она закрыта для посетителей и годами использовалось для размещения гуно — городского управления народным образованием.

Сохранить предполагается всего три квартала и лишь 400 старых зданий. По данным шанхайского правительства, за последние 15 лет было снесено более 20 миллионов квадратных метров старых домов, более половины старых кварталов города.

Китайские коммунисты хотят избавиться от этого наследия и предъявить миру ослепительный современный город в 2010  г ., когда в Шанхае пройдет Всемирная выставка Экспо-2010.

Этот квартал придется отстроить заново, прежде чем этот проект сможет стать символом новых дружеских отношений, возникающих у Израиля и Китая.

Новая еврейская община Шанхая быстро растет и насчитывает сейчас около 500 человек, в том числе 150 израильтян. Ортодоксальный раввин Шалом Гринберг приехал сюда пять лет назад, хотя китайское правительство не хочет, чтобы здесь вновь открылась действующая синагога, поскольку иудаизм не является здесь одной из пяти официальных религий.

Несмотря на это, деловые отношения между Китаем и Израилем процветают. Недавно Израиль даже прислал в Китай делегацию из более чем ста глав израильских компаний. Китайцы особенно заинтересованы в налаживании прочных связей с израильскими компаниями, работающими в сфере высоких технологий.

Если еврейский квартал будет сохранен в его нынешнем виде, это будет еще одним знаком того, что шанхайские небоскребы получат все-таки какой-то отпор. Между тем за последние 10 лет в этом городе выросло более 3000 новых высотных зданий. А в прошлом году возобновилось строительство 101-этажного шанхайского Всемирного финансового центра. В 2007  г ., когда работа над ним будет завершена, он станет самым высоким зданием в мире.

Шанхай стал городом башен. Он предназначен для того, чтобы восхищать гостей своей современностью, но не для того, чтобы в нем жить.

«The Independent», sem40.ru
Вверх страницы

«Еврейский Обозреватель» - obozrevatel@jewukr.org
© 2001-2004 Еврейская Конфедерация Украины - www.jewukr.org