«Еврейский Обозреватель»
ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА
16/83
Август 2004
5764 Элул

СПОР О СИНАГОГЕ

МАГНУС БЕННЕТ

На главную страницу Распечатать

Израильский раввинский суд решит судьбу недавно уволенного Главного раввина Праги,   а  также то, каким должен быть статус самого этого поста.

Кароль Сидон был уволен с должности Главного раввина Праги в конце июня, когда представители общины заявили, что он не справился со своими обязанностями. Было также сказано, что он слишком ортодоксален для общины, состоящей преимущественно из светских евреев и неортодоксов.

Сидон считает, что его увольнение имеет политическую подоплеку и является следствием недавней победы на общинных выборах коалиции, во главе которой стоит Томаш Елинек. Раввин обвиняет Елинека в желании перераспределить власть в общине.

Сидон продолжает спор с исполкомом из-за своего увольнения,  а  также из-за их планов распределить бывшие полномочия Сидона между тремя раввинами, один из которых — известный американский любавичский раввин, работающий в Праге вот уже восемь лет.

Так, Сидон утверждает, что после его увольнения движение ХаБаД-Любавич пытается получить контроль над пражской общиной. Сидон, бывший диссидент и драматург, высказывал обеспокоенность по поводу назначения раввина Маниса Бараша, бывшего главы центра ХаБаД в Праге, раввином в знаменитую Староновую синагогу в Еврейском квартале города: «ХаБаД — это хасидская, мессианская, ультраортодоксальная секта, чья позиция — значительно более правая, чем моя ортодоксальная позиция или убеждения членов еврейской общины Праги».

Сидон, который остается главным раввином Чешской Республики, утверждает также, что Прага — очень привлекательна для внешних сил, заинтересованных в проникновении в еврейскую общину. «Пражская еврейская община финансово самостоятельна и именно поэтому она привлекает иностранные секты», — говорит он.

Манис Бараш, в свою очередь, заявил, что разговоры о том, что ХаБаД стремится захватить власть в общине, — «полная чушь». «Я не знаю, как ему в голову пришла такая идея, что якобы происходит нечто типа путча, спланированного где-то в штаб-квартире ХаБаДа. ХаБаД — это одно из основных еврейских движений, наши раввины работают по всему миру. Я не знаю, скольких хабадников встречал Сидон в жизни, но уж от меня за восемь лет он точно не слышал ничего похожего на мессианство».

Члены общины и два габая Староновой синагоги выразили обеспокоенность увольнением Сидона и назначением хасидского раввина. Они опубликовали заявление, в котором выразили недовольство тем, что руководство общины предпринимает подобные шаги без консультаций с членами общины. Они также высказали удивление, что Бараш, принимая этот пост, тоже не поинтересовался их мнением.

Габай Яаков Шваб сказал, что был против прихода на руководящую роль в синагоге хасидского раввина. «Назначение хасидского раввина противоречит 700-летней традиции синагоги, — заявил он. — Здесь никогда не было хасидского раввина».

Бараш же сказал, что за восемь лет его работы в Праге «в Староновой синагоге не сформировалась община. Ни зимой, ни летом вы не найдете здесь десяти местных людей для миньяна». Он добавил, что некоторые члены общины относятся к этой синагоге чуть ли не как к своей частной молельне, вместо того чтобы превратить ее в «гостеприимный дом» каждого еврея. «Такое положение надо изменить. Сюда должны прийти новые члены», — заявил он.

Болезнь Сидона помешала ему вместе с Елинеком и Барашем присутствовать в суде под председательством раввина Залмана Нехемии Гольдберга из раввинского суда Иерусалима. «Суд определит будущие функции пражского раввината и порядок его взаимодействия с главным раввинатом страны, — сказал Елинек. — Сидон должен изложить свою позицию суду после полного выздоровления».

«Увольнение Сидона — это внутренняя проблема общины, и именно община решит ее, приняв во внимание мнение высших религиозных авторитетов Израиля и оставаясь в рамках своих исторических и демократических правил», — сказал он.

Елинек, сам светский человек, в момент назначения Бараша в начале июля сказал, что он, как председатель общины, всегда выступал за «плюрализм всех сторон». Он также утверждает, что это назначение не есть результат того, что ХаБаД старается «влезть в общину», поскольку он сам попросил Бараша взять на себя наблюдение за религиозной жизнью Староновой синагоги.

JTA, «Еврейские новости»
Вверх страницы

«Еврейский Обозреватель» - obozrevatel@jewukr.org
© 2001-2004 Еврейская Конфедерация Украины - www.jewukr.org