«Еврейский Обозреватель»
ИЗРАИЛЬ
4/47
Февраль 2003
5763 Адар 1

ЕДИНСТВО, КОТОРОМУ БЫТЬ?!

ЭФРАИМ ГАНОР

На главную страницу Распечатать

Завершилась утомительная гонка с ожиданиями, сомнениями, разочарованиями: народ Израиля получил более или менее (окончательные итоги выборов еще будут подведены) отчетливую картину новой парламентской структуры. А в сущности — политической структуры страны. Всем сегодня совершенно ясно, что главная победа на выборах принадлежит Ариэлю Шарону. Победа огромная и, согласимся, заслуженная. Победа, с которой несравним даже триумф партии «Шинуй», которая получила третью по величине парламентскую фракцию, или радость Амира Переца, чья партия «Ам эхад» удвоила число мандатов.

Победа Ариэля Шарона тем более ценна для него, что после выборов 1999 года он получил под свое руководство «Ликуд» — почти агонизирующий, подорванный экономически, деморализованный, тяжело переживающий поражение Биньямина Нетаниягу. Шарон возродил эту партию, восстановил структуру ее филиалов, сумел привлечь тысячи новых членов и довести численность партии до 300000 человек. Шарон может гордиться и тем, что народ Израиля, который за последние два года видел мало хорошего, не только не утратил веру в него, но, напротив, считает его единственным и настоящим лидером, способным вытащить страну из нынешней передряги, вывести ее на дорогу мира и процветания. Народ не отвернулся от него даже тогда, когда по стране прокатились громкие скандалы вокруг коррупции в Центре «Ликуда», а средства массовой информации, возомнив себя совестью нации, взялись судить премьера и его сыновей за полуторамиллионную ссуду, которую им предоставил старинный и не самый бедный друг. Наконец, Шарон вправе утверждать (хотя он, конечно, не станет этого делать), что 37 мандатов сегодня против 19 на минувших выборах — это его личная, персональная победа. И только отчасти победа «Ликуда».

В последние сутки комментаторы наперебой пытаются объяснить, обосновать результаты этих выборов. Одно из наиболее распространенных мнений на этот счет звучит примерно так: израильские граждане в последнее время поправели, переместившись из центра вправо и в центр — слева. На мой взгляд, это не вполне верно. Эти выборы вовсе не ознаменовали собой победу правого политического лагеря. Ведь факт, что блок «Национальное единство», который правее всех правых, с трудом наскреб семь мандатов, то есть даже меньше, чем обещали самые скромные прогнозы.

А самый крайний справа «Херут» Кляйнера и Марзеля и вовсе не прошел электоральный барьер. Другая партия явно правой ориентации — МАФДАЛ — получила всего пять мандатов, сохранив, но все же не приумножив свою парламентскую силу. Не стоит забывать и про «Исраэль ба-Алия»: эта партия, хотя и считается узкосекторальной, все же придерживается четких правых взглядов (о неудаче ИБА мы как-нибудь поговорим отдельно).

Словом, у правого лагеря есть единственный триумфатор — Ариэль Шарон, который принес своей партии колоссальную победу. И не стоит ее приписывать упомянутому лагерю в целом.

Несомненный повод для удовлетворения есть, как уже было отмечено, у партий «Шинуй» и «Ам Эхад». Разумеется, столь замечательных результатов на выборах эти партии достигли благодаря спрогнозированному провалу левых — «Аводы» и МЕРЕЦ. Что   ж , любой понимает, что они платят по счетам Осло. Хоть «в кредит», но справедливо. Точно так же в свое время «Авода» с опозданием на четыре года оплатила счет войны Судного дня, потеряв власть на выборах 1977 года.

Провала «Аводы» трудно было не предвидеть, однако всем было любопытно, сколь сокрушительным он будет. Теперь мы уже знаем. Как знают Мицна и его товарищи по партии. Но, пожалуй, гораздо более драматичен провал МЕРЕЦ, истерическую нотку которому придало публичное — в прямом телеэфире — харакири лидера этой партии Йоси Сарида: едва получив смоделированные результаты выборов, Сарид заявил, что оставляет свой пост в партии. Конечно, огромное число голосов оттянула у МЕРЕЦ партия «Шинуй». Но изменили ей и арабские избиратели, традиционно составлявшие существенную долю электората этой партии. И тут функционерам МЕРЕЦ, безусловно, есть, о чем подумать...

Если говорить об итогах выборов в общем и целом, то впору вспомнить классику: дело ясное, что дело темное. Никто в Израиле не способен составить абсолютно четкую картину происшедшего, да еще и правильно обосновать ее. Пожалуй, для этого следовало бы сформировать группу узких специалистов — психологов, политологов, социологов и прочих «логов», пусть хотя бы попытаются. Хотя в сущности никаких слишком уж неожиданных сюрпризов выборы не преподнесли. И результаты некоторых опросов — а их за последние два месяца мы насмотрелись и наслушались вдоволь — были достаточно близки к истинному положению дел. Хотя я склоняюсь к мысли, что и система опросов стала одним из провальных моментов только что завершившейся предвыборной кампании.

Однако вернемся к «Ликуду». Этой партии бы ликовать и праздновать победу. На самом же деле, я полагаю, ни один из ее функционеров в душе никакого праздника не ощущает. Взять, к примеру, Биньямина Нетаниягу: ведь он является естественным преемником Ариэля Шарона. А за нынешним триумфом — если «Ликуд» не оправдает народного доверия и надежд — неминуемо последует сокрушительный провал. При таком раскладе Шарон в силу почтенного возраста избежит синяков и шишек, и все они достанутся Нетаниягу. Вот и выходит, что радоваться ему рано. Что касается самого Шарона, то лишним поводом для его хорошего настроения может быть осознание того, что он нанес чувствительный удар по самолюбию Арафата. Того самого Арафата, который с легкостью скинул с пьедестала власти и Переса, и Нетаниягу, и Барака. А все ухищрения раиса за последние два года лишь укрепили позиции Шарона.

Впрочем, что говорить о прошлом, давайте заглянем в ближайшее будущее. 17 февраля новый Кнессет проведет первое заседание, в котором примут участие 40 новых депутатов: 19 — от «Ликуда», 3 — от «Аводы», 9 — от «Шинуя», по одному — от ШАС, «Национального единства» и МАФДАЛа. А на повестке дня — формирование правительства, процесс, за которым с замиранием сердца будут следить не только израильтяне, но вся планета. Шарон, имея в активе 37 ликудовских мандатов, получил достаточно широкий простор для маневрирования. Первый из возможных вариантов — праворелигиозное правительство и коалиция из «Национального единства» и партий МАФДАЛ, ШАС, «Яадут ха-Тора», ИБА. Это не совсем то, вернее, совсем не то, чего бы хотелось Шарону.

Однако «Авода» настроена решительно оппозиционно, а «Шинуй» заявлял, что с ортодоксами в одном правительстве сидеть не станет, и до сих пор свое слово держал.

Между тем, понимая, что с правительством описанного расклада он почти наверняка лишится жизненно необходимых Израилю американских финансовых гарантий и помощи, Шарон может сформировать кабинет без «Аводы», но и без ортодоксов, в котором к «Ликуду» присоединятся «Шинуй», МАФДАЛ, ИБА, «Ам Эхад» — итого 63 мандата. Это возможно, но более чем проблематично, ведь альянс «Ликуда» с ШАС и «Яадут ха-Тора» сложился не вчера и так вот запросто пренебречь им эта партия не может. Есть и иной вариант: если «Шинуй» согласится стать частью очень правого правительства, то оно, кроме этой партии и «Ликуда», может состоять из «Национального единства», МАФДАЛ, ИБА — всего 66 мандатов. Хотя и такое правительство доставит Шарону немало проблем.

«Новости недели», Израиль
Вверх страницы

«Еврейский Обозреватель» - obozrevatel@jewukr.org
© 2001-2003 Еврейская Конфедерация Украины - www.jewukr.org