«Еврейский Обозреватель»
ЕВРЕЙСКИЙ МИР
15/82
Август 2004
5764 Ав

ПУСТЫЕ СТУЛЬЯ ПОД ДОЖДЕМ...

ЧЕМ СЕГОДНЯ ЖИВУТ ЕВРЕИ НОРВЕГИИ

ЗАЛМАН ПАСМАНИК

На главную страницу Распечатать

Норвегия - тихая скандинавская страна - крайне редко   в  своей истории оказывалась  в  центре крупных мировых событий. Для большинства из нас Норвегию открыли писатели и драматурги с мировым именем - Гамсун и Ибсен, ну и, пожалуй, художник Мунк.

Но Норвегия интересна не только этим. Мало кто знает об истории норвежской общины, о тихих временах благополучия и кровавых периодах террора и репрессий. Об этом рассказывают пятеро американских журналистов различных еврейских газет, побывавших  в  Норвегии по приглашению правительства этой страны. Человек, встретивший их  в  вестибюле гостиницы, выглядел слишком молодо для политического деятеля, активно содействовавшего принятию столь важных для страны решений. Но сопровождающий журналистов сотрудник норвежского посольства заверил их, что все  в  порядке - это он, тот самый Бьярте Бруланд, член Комиссии Скарпнесса, которая представила  в  1997 году норвежскому кабинету министров отчет под названием "Конфискация еврейской собственности  в  Норвегии  в  период Второй мировой войны". Этот отчет и положил начало процессу восстановления исторической справедливости по отношению к норвежским евреям. Бруланд - один из тех немногих, кто занимается изучением Холокоста  в  Норвегии.

Бьярте Бруланд рассказал, что  в  эту комиссию он попал, как говорится, "не по собственной воле" - представители еврейской общины Норвегии лично обратились к нему с просьбой войти  в  эту организацию. Это означало, что еврейские лидеры ему доверяют.

Как же началась история норвежского еврейства?  В  этой северной стране когда-то существовали две крупные еврейские общины: главная, основанная  в  1892 году  в  Осло, и вторая - меньшая по размерам - появилась  в  1905 году  в  городке Трондхейм - древней столице Норвегии. Обе общины, несмотря на все исторические потрясения, хотя и существенно сократились  в  числе, существуют и поныне.

Евреи приезжали  в  Норвегию  в  чаще всего из Латвии, Литвы и других стран Восточной Европы. Вначале это были,  в  основном, ремесленники и торговцы. Сейчас же среди норвежских евреев можно найти представителей почти всех профессий. До апреля 1940 года и немецкой оккупации  в  Норвегии насчитывалось 1800 евреев, большинство проживало  в  Осло. Все было относительно благополучно, пока во главе правительства не стал один из местных поклонников нацистов - печально известный Видкун Квислинг, чье имя давно стало нарицательным и означает "предатель". Через шесть месяцев после прихода Квислинга начались гонения на евреев. Все еврейские бизнесы и собственность были конфискованы Квислингом и его приспешниками. Но физические репрессии - аресты и депортация начались только  в  1942 году.

Данные о депортации по разным источникам отличаются, норвежские историки пока не сходятся  в  едином мнении. Предполагается, что около 770 евреев были отправлены из общин обоих городов  в  Освенцим. Две партии обреченных отправились из Осло на судах "Донау" и "Готланд". Только 26 из них выжили и вернулись после войны  в  Норвегию. Нужно заметить, что 1000 норвежских евреев уцелели благодаря активистам местного антифашистского движения Сопротивления - их различными путями (водными и сухопутными) переправили  в  Швецию. Большинство из них после войны вернулись на родную землю.

Бруланд говорит, что лишь относительно недавно граждане Норвегии стали узнавать настоящую правду о войне.  В  последние годы  в  прессе появляются публикации, правдиво рассказывающие о действиях властей Квислинга, о сотрудничестве местных полицаев и пронацистских групп. Большинство норвежцев были уверены, что пособничество нацистам было минимальным, зато сопротивление - очень мощным. Исторические факты опровергают этот стереотип. Оказывается, настоящий отпор фашистам  в  Норвегии начался лишь  в  1943 году, после Сталинграда, когда стало ясно, что Германия проиграла эту войну. Для норвежцев историческая правда была настоящим шоком.

Неудивительно, что развернувшиеся  в  стране дискуссии по поводу действий норвежских властей во время Второй мировой войны были столь эмоциональными. Особенно была поражена молодежь. Бруланд считает, что эти публикации  в  прессе и трансляция по телевидению  в  значительной мере способствовали тому, что программа выплаты компенсаций была без проволочек введена  в  действие.

Исследования Бруланда привели к созданию Комиссии Скарпнесса. Проработав с марта 1996 по июнь 1997 года, комиссия представила правительству свои рекомендации. Компенсация была разделена на две части. Коллективная компенсация  в  размере 150 млн. крон, распределенных между двумя еврейскими общинами, предназначалась для развития еврейской культуры  в  Норвегии; 40 млн. крон - на создание Центра Холокоста  в  бывшей резиденции Квислинга и 60 млн. крон - на развитие еврейской культуры за пределами Норвегии. Все деньги были помещены  в  специальные фонды, и организации могут расходовать только проценты с этих сумм. Компенсации  в  размере 200 тыс. крон правительство выплатило каждому норвежскому еврею, родившемуся до 1942 года, или его наследникам. Бруланд считает эту компенсацию весьма щедрой и полагает, что норвежцы  в  этом вопросе значительно опередили многие европейские страны. Индивидуальные компенсации уже выплачены, а из коллективных осталось распределить 15 млн. крон.

Парадокс, но факт. Изменения общественного мнения и другой взгляд на прошлое совпали  в  Норвегии с противоположной тенденцией. Сегодня  в  Норвегии не менее широко обсуждается и дискутируется и другой "еврейский вопрос" - ситуация на Ближнем Востоке. Большинство ведущих газет, радио- и телестанций Норвегии слишком однобоко освещают арабо-израильский конфликт, занимая, скорее, проарабскую сторону. Они осуждают Израиль за "применение излишней силы" против палестинцев.  В  Норвегии интерес к этим событиям особый - ведь именно здесь было заключено печально знаменитое "Соглашение  в  Осло", положившее начало кровопролитию, продолжающемуся и сегодня, несмотря на "Дорожную карту".

Пер Эгил Хегге, редактор газеты "Афтенпостен", рассказал некоторые любопытные и малоизвестные подробности израильско-норвежских отношений.  В  послевоенный период, когда правящая  в  стране Лейбористская партия имела крепкие связи с израильской Партией труда, "критическое слово  в  адрес Израиля можно было скорее услышать  в  Манхэттене, чем  в  Норвегии... К еврейскому государству здесь относились с огромной симпатией. "Многие годы  в  классах наших школ висели две карты - Норвегии и Святой Земли".

Перемены  в  общественном мнении начались после арабо-израильских войн 1967 и 1973 годов. Особенно усилились настроения  в  пользу палестинцев, как ни странно, после соглашений  в  Осло. Сейчас поддержка палестинцев  в  Норвегии достаточно шумная, хотя и не особенно широкая, и исходит,  в  основном, от леволиберального радикального лагеря. Что касается норвежского народа  в  целом, пояснил Хегге, то фактический провал мирных соглашений  в  Осло вызывает у жителей чувство разочарования: "Они понимают, что весь труд пропал даром - как будто их предали".

Это всеобщее чувство разочарования выразила и Мариан Хайберг, старший научный сотрудник Института международных отношений, вдова бывшего министра иностранных дел Норвегии Йохана Хольста. Как известно, Хольст выступал первым и самым активным посредником на мирных переговорах  в  Осло. Хайберг подчеркнула, что "...никто  в  Норвегии сегодня не выражает оптимизма по поводу сложившейся ситуации на Ближнем Востоке". "Нас повергает  в  изумление то, что до ословских соглашений насилие с обеих сторон не достигало такого уровня, - говорит Хайберг. - Мы явно недооценили глубину противоречий, ненависти и недовольства среди палестинцев... Оглядываясь назад, я могу сказать, что многое можно было бы сделать по-другому, слишком много времени было потрачено впустую".

Юлиус Палтиель из Трондхейма, которому сейчас 76 лет, пережил Освенцим. Его мать и брат были расстреляны  в  норвежском концентрационном лагере "Фальстод". Когда он с несколькими оставшимися  в  живых узниками вернулся  в  1945 году  в  Трондхейм, то нашел синагогу полностью разрушенной.

Палтиель с гордостью рассказал о музее Холокоста, который открыт несколько лет назад  в  подвале восстановленной синагоги. Этот музей ежегодно посещают до трех тысяч человек. Юлиус планирует создать здесь библиотеку и оснастить ее компьютерами. Деньги на это частично будут взяты из компенсационных фондов.

 В  Тронлхейме поставлен памятник Сисси Клейн, которую называют норвежской Анной Франк. Девочка была убита вместе со всей семьей  в  концентрационном лагере  в  марте 1943 года, а  в  их квартире гестапо создало пересылочный пункт для депортируемых еврейских женщин и детей. Сисси забрали  в  лагерь прямо из школы. Памятник установлен  в  небольшом сквере. Изображена девушка, которая спокойно, словно отдыхая, сидит на садовой скамье со школьным ранцем  в  руках...

 В  городе недавно открыт памятник 700 норвежским евреям, депортированным нацистами. Мемориал был создан английским скульптором Энтони Гормли. Мемориал состоит из восьми чугунных стульев, будто бы разбросанных на небольшом травяном газоне у подножия старой городской стены, когда-то окружавшей Осло. Гормли сказал  в  интервью "Афтенпостен", что хотел создать не просто памятник, а место, где можно предаться глубоким размышлениям, где  в  воздухе звучит печаль, и человек ощущает острую боль потери. Мемориальная доска рассказывает о трагической судьбе норвежских евреев, погибших от рук нацистов и местных коллаборационистов. Мемориал открыли министр культуры Норвегии Эллен Хорн и представители двух еврейских общин - Рольф Киршнер, врач и президент общины Осло, и Юлиус Палтиель. После окончания официальной церемонии люди еще долго не расходились. Потом стали уходить небольшими группками, оглядываясь назад. На зеленой траве под дождем остались пустые стулья, на которых словно еще недавно сидели те, кто ушел  в  вечность...

По материалам газеты "Сентинел"
"Форверстс", США
Вверх страницы

«Еврейский Обозреватель» - obozrevatel@jewukr.org
© 2001-2004 Еврейская Конфедерация Украины - www.jewukr.org