Начало в № 9(76)
ГОЛОС КРОВИ, ИЛИ ОДИН В ПОЛЕ ВОИН
Публично заявляя, что они не исповедуют никакой религии, многие революционеры-евреи крестились, чтобы сподручнее было работать, так как в качестве пропагандистского материала использовали Евангелие.
Одним из немногих ходоков к светлому будущему, который слышал голос крови, был Арон Либерман, возглавивший революционный кружок в вильненском раввинском училище. Такие заведения, как раввинские училища, семинарии, в России всегда были кузницей революционных кадров. Вспомним семинаристов Николая Чернышевского и Иосифа Джугашвили...
Арон Либерман один из первых сформулировал идею о том, что революционная борьба служит росту самосознания еврейского народа и должна привести к его освобождению. Либерман издавал первый революционный журнал на идише — «Правда» («Der Emes»). Из этого кружка вышли Арон Зенделевич — член исполкома Народной воли — и другие известные революционеры.
Потом Либерман уехал за границу, где сотрудничал с Петром Лавровым — одним из вождей русского народничества. Кончилось дело тем, что в Вене он был арестован и отправлен в Пруссию, где его и судили за контрабанду революционной литературы.
После выхода на волю товарищи приговорили Либермана к эмиграции в Америку — одному из самых страшных изгнаний в то время... Либерман был настолько этим потрясен, что вскоре по приезде в Нью-Йорк застрелился.
Еще одним видным еврейским революционером был доктор Хаим Житловский — известнейший публицист, философ. Он участвовал в народовольческих кружках, а в 1892 году в Лондоне вышла его брошюра «Еврей к евреям» под псевдонимом Е. Хасина. В своем воззвании Житловский писал, что евреи должны осознать, что они не четыре процента населения Российской империи, а весь народ: «Нас сто процентов, мы должны думать, что революционная борьба ведется в интересах освобождения еврейского народа». Впоследствии Житловский был одним из основателей партии эсеров и СЕРПа (Социалистической еврейской рабочей партии), карликовой партии, где борьба за социализм соединялась с освобождением еврейского народа. После разных приключений он оказался в Америке, где написал двухтомные мемуары на идише, массу фундаментальных философских трудов. В 30-е годы XX века он приветствовал Московский процесс, считая, что главная опасность для евреев исходит от нацистской Германии, а эти процессы способствуют укреплению Советского Союза. Умер Хаим Житловский в Нью-Йорке в 1943 году.
20 ЛЕТ СПУСТЯ
После цареубийства 1 марта 1881 года Дмитрий Иловайский, крупный публицист черносотенного толка, писал, что еще не похоронено тело царя-мученика, и нужно понять, кто стоит за его убийством. «Это не внутренние, а внешние враги России, инородцы». Первое место среди них занимали поляки, второе — евреи. Кстати, Александра II убил поляк Гриневицкий.
20 лет спустя в Россию приехал Теодор Герцль. Он встречался с Витте, министром финансов и лидером российского правительства. Витте — либерал, женатый на крещеной еврейке и известный тем, что среди его сотрудников было много евреев, признававший необходимость эмансипации евреев в России, сказал Герцлю: «Вот вы ратуете за своих единоверцев, но в России половина арестованных за политические преступления — евреи. Вы им скажите, чтобы они себя вели по-другому, тогда и мы, правительство, будем вести себя по-другому». Здесь Сергей Юльевич немножко хватил, на самом деле в России среди арестованных за политические преступления евреев была «всего-навсего» треть. Представьте себе, при 4% численности населения империи свыше трети арестованных за политику — это евреи, они в числе лидеров всех ведущих революционных партий.
Первой по-настоящему политической партией в России была еврейская социал-демократическая партия — БУНД. Он образовался раньше, чем РСДРП, в 1897 году. В 1898 году на первом съезде РСДРП в качестве автономной организации БУНД влился в ее стройные ряды. Среди основоположников еврейской социал-демократической партии был Юлий Осипович Цедербаум, более известный как Мартов. Он же впоследствии принимал в свои руки новорожденную РСДРП. Кстати, такой забавный эпизод: в 1903 году на втором съезде произошел раскол на большевиков и меньшевиков, и большевики стали большевиками лишь после того, как со съезда ушли члены БУНДа. БУНД ведь был партией национальной, а Ленину эта позиция была совершенно не близка, как и другим лидерам РСДРП, которые все сплошь были евреями. Когда шло голосование по исключению БУНДа из партии, среди 12 человек, исключавших БУНД, 10 были евреи. Такой вот, как выразился Будницкий, любопытный междусобойчик. Довольно забавно выглядит само исключение БУНДа, поскольку он по численности в несколько раз превосходил РСДРП. На пике революционного движения в 1905 году общая численность РСДРП, всех вместе взятых большевиков-меньшевиков, была восемь тысяч четыреста человек, а численность БУНДА превышала тридцать две тысячи человек. Как выразился бы товарищ Сталин: «Муха исключила слона».
ОТ ЭСЕРОВ ДО АЛЬ-КАИДЫ РУКОЙ ПОДАТЬ
Партия социалистов-революционеров тоже создавалась при непосредственном участии евреев. Знаменитая московская семейная фирма Гавронских-Фондаминских-Гоцев-Высоцких делегировала несколько крупных эсеров — братьев Михаила и Абрама Гоцев, Илью Фондаминского, впоследствии, в 1917 году, генерального комиссара Временного правительства на Черноморском флоте , и целый ряд других видных людей.
«Боевую организацию» партии эсеров, по мнению историка, самую успешную террористическую организацию за всю историю, основал Григорий Гершуни. Именно он руководил убийством министра внутренних дел Сипягина. 2 апреля 1902 года его застрелили прямо в здании кабинета министров, вручив предварительно смертный приговор. Как писал Гершуни: «Мы не случайно осуществили казнь в здании кабинета министров — там, где он совершал свои преступления». Посыльный в форме флигель-адъютанта московского генерал-губернатора выстрелил в него в упор. В 1903 году под руководством Гершуни убили уфимского губернатора Богдановича: это была месть за расстрел златоустовских рабочих. Потом Гершуни арестовали, приговорили к смертной казни, которую заменили каторжными работами в Акатуе. В 1906 году его вывезли с каторги в бочке с капустой. Организм революционера не выдержал такого приключения и попал в лапы смертельной болезни, через несколько лет умертвившей его. Но до этого Гершуни поездил с лекциями по США, читая их на идиш, и собрал огромные деньги на русскую революцию...
ИНИЦИАТИВНЫЙ АЗЕФ
Заместителем Гершуни по «Боевой организации» был печально знаменитый Евно Азеф — самая мрачная фигура в истории русской революции. Азеф еще с 1893 года был главным осведомителем полиции. Он сам предложил свои услуги, т.к. ему не на что было учиться, а учиться он желал в Карлсруе — в политехникуме для генералитета.
И имперские спецслужбы своим словом как рублем одарили: «Будем платить 50 рублей в месяц». На пике своей работы Азеф получал тысячу рублей в месяц, не считая наградных и праздничных. Это равнялось зарплате министра правительства. В то время Азеф уже был главой «Боевой организации» и одной рукой отправлял на тот свет царских министров и губернаторов (его замом был знаменитый Борис Савинков), а другой приводил на виселицу своих товарищей. После разоблачения в 1908 году Евно бежал в Германию, женился на певичке из кафешантана и жил в Берлине под именем Александра Неймайера. Когда началась Первая мировая война, Неймайера-Азефа посадили в тюрьму как русского агента. Когда у «резидента» открылась смертельная болезнь почек, его выпустили. Умер Евно Азеф в 1918 году и похоронен в Германии.
МОГУЧАЯ КУЧКА
Чем объясняется столь активное участие евреев в русской революции? — спрашивает себя историк Олег Будницкий. В России евреи были наиболее неполноправным народом, большая часть которого, кстати, уехала до 1917 года — около двух миллионов человек. С другой стороны, наиболее болезненно чувствовали свою ущемленность как раз не евреи черты оседлости, а евреи столичные или заграничные, то есть чего-то достигшие. Для них этот перепад между возможностями и реалиями был просто ужасающим. Я приведу пример лидера одной из оппозиционных либеральных партий Максима Винавера. Прославленный юрист, цивилист номер один в России, крупнейший специалист по гражданскому праву... Власти ввели ограничение, по которому в адвокатское сословие евреи могли поступить только с личного разрешения министра юстиции, то есть когда министр считал, что можно еще одного иноверца допустить в адвокатуру. И вот Винавер лет двадцать ходил в помощниках, хотя реально дела вел он. Были написаны теоретические труды, множество статей, а их автор все ходил в помощниках. Как раз это и вызывало еврейское участие в революционном движении. Надо иметь в виду, что в силу процентных норм многие евреи могли получить образование только за рубежом. То есть там, где велась революционная пропаганда, где были русские избы-читальни, где издавались все эти газеты, где царила определенная среда.
Евреи, безусловно, принимали самое активное участие в революционном движении и это совершенно естественный процесс. Во-первых, революция — дело городское, во-вторых — дело людей грамотных. А евреи были практически сплошь городскими жителями и сплошь грамотные.
Тем не менее революционное движение несколько преувеличивают и демонизируют. Численность революционных партий, по сравнению с населением России, — капля в море. РСДРП — восемь тысяч четыреста человек, БУНД — тридцать две тысячи человек, эсеры — несколько тысяч, анархисты вообще учету не поддавались... Кстати, поначалу анархистское движение было чисто еврейским явлением с центрами в Белостоке, Екатеринославе и Одессе. Почти все идеологи российского анархизма начала XX века были еврейского происхождения — Боровой и целый ряд других. Даже у Нестора Махно наставниками были почти все евреи.
После революции 1905 года, когда появилась Государственная дума, свобода слова, некоторые гарантии прав личности, численность революционных партий начинает таять на глазах. БУНД сократился до двух тысяч человек. РСДРП, большевики, Ленин и прочие, это была кучка эмигрантов, которые жили на Монмартре и никого в России не интересовали, кроме полиции, которая за них деньги получала. Никакого влияния они не имели, никаким успехом не пользовались.
Когда в 1914 году началась Первая мировая война, больше всех ей радовался именно Ленин, получивший уникальный шанс. Революция 1917 года вовсе не была неизбежным, заключительным аккордом революционной борьбы. Это был частный эпизод мирового катаклизма 1914–1920 годов. Произошел крах не только Российской империи, но и Германской, Австро-Венгерской, Османской и т.д. И главное событие, с которого все пошло, — это один из немногих пунктов, в котором я соглашаюсь с Солженицыным, — февраль-март 1917 года, когда рухнула империя. И в этом не принимали участия никакие революционеры — ни русские, ни еврейские, никакие. Был солдатский бунт и были царские генералы, командующие фронтами, и ни один из них не послал в столицу ни одного солдата для его подавления, все они высказались за отречение императора и за передачу власти общественности. А эта «общественность» очень быстро довела Россию до октября 1917 года, играя в демократию, допустив в страну лениных, натансонов, приехавших в пломбированных вагонах.
sem40
|