«Нет памяти о прошлом; да и о том, что будет, не остается памяти у тех, которые будут после...»
Ох, как бы хотелось поспорить с Экклезиастом. Хотя бы в том, что из человеческой памяти могут выпасть происшествия мелкие и незначительные, но важные исторические вехи и события она цепко держит в себе.
Увы, великий мудрец был, похоже, прав. Казалось бы, память о сражениях Второй мировой войны должна была бы остаться в генетическом коде человечества потому, что эти битвы спасли его от фашистской чумы. Однако летят годы, уходят из жизни участники и свидетели тех героических и страшных дней, и вот уже откуда ни возьмись на свет Б-жий появляются писания субъектов, утверждающих, что не было газовых печей в Освенциме или о том, что в Украину ворвалось 400 тысяч эсэсовцев-евреев, которые тут же принялись наводить в ней террор.
Конечно, это уже не беспамятство, это откровенная наглая ложь тех, кому, видимо, не по душе итоги Великой Победы над фашизмом. Но порождена эта ложь негодяев равнодушным беспамятством тех, кому гвоздь в своем ботинке мешает жить больше, чем все мировые беды.
Не ведома мне панацея от беспамятства. Но знаю, что воскрешение памяти — одно из действенных средств борьбы с этим недугом.
Вторая мировая стала страшной бедой для многих народов. Евреи же могли исчезнуть в ее аду и вовсе, поскольку такую задачу и поставили перед собой нацисты. Однако евреи, как и многие другие народы Европы, оказались в ней не только жертвами, но и героями.
Я не уверен, что об этом нужно упоминать в каждом номере газеты, как это делают некоторые еврейские издания, однако в майские дни очередной годовщины Победы о том, что евреи были не только жертвами, но и героями, говорить не только возможно, но и необходимо. А потому акцентирую ваше внимание только на немногих фактах и событиях Второй мировой.
На всех ее фронтах в сражениях против гитлеровской Германии участвовало не менее полутора миллионов евреев. В рядах Вооруженных Сил СССР сражалось около 500 тысяч евреев.
Первые месяцы после начала войны на территории СССР были самым трудным испытанием. Но именно на этом, самом первом и страшном этапе войны особое мужество и храбрость проявили многие воины-евреи, и эти факты навсегда остались в летописи военных событий.
О мужестве и стойкости воинов-евреев в первые дни войны напоминают нам события обороны Брестской крепости. Гарнизон под руководством полкового комиссара еврея Ефима Фомина с первых часов после начала войны организовал круговую оборону. Почти месяц немцы не могли взять крепость. В рядах защитников крепости были воины-евреи Михаил Гуревич, Семен Сухолицкий, Аркадий Ровиш, Григорий Хайкин и многие другие. Почти все они погибли в боях...
27 июня 1941 года командир эскадрильи бомбардировщиков уроженец Украины Исаак Пресайзен поднял в воздух свой самолет, чтобы вместе со своими товарищами нанести удар по противнику в районе города Радошковичи в Беларуси. За линией фронта эскадрилья попала в зону плотного зенитного огня. Снаряд пробил бензобак самолета Исаака Пресайзена, и тогда он направил горящую машину на скопление немецких танков и автомобилей. Раздался сильный взрыв, были уничтожены десятки машин, сотни врагов...
Командующий фронтом представил Исаака Пресайзена к званию Героя Советского Союза. Однако этого звания он, в отличие от Николая Гастелло, так и не получил.
5 июля 1941 года на берегу реки Друть, неподалеку от Могилева в Беларуси, занял боевые позиции артиллерийский дивизион, которым командовал капитан Борис Хигрин. Артиллеристы вступили в бой против сорока танков противника. Борис Хигрин, заменив убитых товарищей, сам встал к орудию и уничтожил прямой наводкой шесть вражеских танков. Он погиб в этом неравном бою, но враг не прошел. Борис Хигрин указом от 31 августа 1941 года был удостоен звания Героя Советского Союза.
В боях под Борисовом начался славный путь самого известного военачальника-еврея, впоследствии — генерала армии Якова Крейзера. А в июне 1941 года он был полковником и командовал 1-й Московской мотострелковой дивизией, которая 30 июня 1941 года заняла оборону по восточному берегу реки Березина. Боевые части Якова Крейзера сумели отбросить наступающие танковые дивизии Гудериана и при этом уничтожить более 100 танков врага.
За умелые боевые действия и личную храбрость Яков Крейзер указом от 22 июля 1941 года был удостоен звания Героя Советского Союза, а в начале августа 1941 года ему было присвоено звание генерал-майора, и он был назначен командующим 3-й армией Брянского фронта. Яков Крейзер первым открыл счет евреев — Героев Советского Союза периода Великой Отечественной войны.
Разведчиком № 1 назвала западная печать Леопольда Треппера.
Польский еврей, он принял псевдоним Лейб Домб. В 1938 г. руководитель советской разведки Берзин дал задание Леопольду Трепперу работать в Европе.
В годы Второй мировой войны Треппер руководил антифашистской разведывательной организацией «Красная капелла», действовавшей в оккупированных странах Европы и в самой Германии. Большинство членов этой организации погибли. Сам Треппер был также схвачен гестапо, но ему удалось бежать. Многие члены французской и бельгийской групп «Красной капеллы» были евреями.
В Советском Союзе Треппер был репрессирован и до 1954 г. находился в заключении. После оправдания вернулся в Польшу.
За 33 дня до казни Зои Космодемьянской, 26 октября 1941 г., в Минске была повешена 17-летняя подпольщица еврейка Маша Брускина. Вместе с ней были казнены ее старший товарищ Кирилл Трусс и 17-летний Володя Рабцевич. Маша Брускина была первой публично казненной фашистами подпольщицей на оккупированной территории СССР.
Среди 20 Героев Советского Союза — подводников (за период Великой Отечественной войны) было 13 русских, три еврея (командиры подводных лодок Израиль Фисанович, Владимир Коновалов и Самуил Богорад), один украинец, один грузин, один осетин и один аварец.
Первое восстание в фашистском лагере смерти произошло в Треблинке (Польша), где к июлю 1943 г. остались одни обреченные на уничтожение евреи.
Восстание началось 2 августа 1943 г. Его возглавил инженер Галевский. Повстанцами руководили его помощники — капитан чехословацкой армии Джело Блох и солдат Адольф Фридман из Лодзи. Заключенные сумели уничтожить часть охраны, и 600 человек с боем вырвались из лагеря, в котором оставалось еще 400 узников. Большинство беглецов погибли в лесах. Среди погибших в лагере был французский еврей Стейнер, сын которого написал о восстании книгу.
В ноябре 1943 г. вблизи Парижа фашистами были захвачены 23 партизана группы Миссака Манушяна, совершившей много дерзких атак против оккупантов и диверсий на железных дорогах.
21 февраля 1944 года 22 партизана, в том числе М.Манушян (армянин из Турции), были расстреляны. Двадцать третью — Ольгу (Голду) Банчик, еврейку из Кишинева, еще два месяца подвергали зверским пыткам, затем увезли в Германию и 10 мая (в день ее рождения) гильотинировали. Среди 23 казненных было 11 евреев из Польши, Венгрии и Румынии, один французский еврей, пятеро итальянцев, двое французов, двое армян, один испанец и один поляк.
В Париже есть улица группы Манушяна. Боевые деяния группы занимают видное место в истории французского Сопротивления.
Тысячи воинов-евреев за свои ратные дела были удостоены боевых наград. Около ста пятидесяти из них стали Героями Советского Союза.
Рассказ об их подвигах мог бы быть очень долог. Однако и того, о чем упомянуто, думается, достаточно.
Достаточно для того, чтобы задуматься над тем, как преодолеть беспамятство. В сегодняшней Германии существуют законы, пресекающие деятельность тех, кто ратует за пересмотр итогов войны или отрицает Холокост. Эти законы строго соблюдаются, потому что они нужны не малому числу евреев, ныне обитающих на берегах Рейна, а самим немцам, которые хорошо помнят, какую цену заплатила Германия за милитаризм и расизм фашистов.
Но вот парадокс, в Германии, откуда пришел в Европу гитлеризм, о его злодеяниях помнят, а в Украине, где коричневая чума уничтожила миллионы людей — украинцев, русских, евреев, поляков, цыган и других, сегодня оказалась возможна газетная клевета о «тысячах евреев-эсэсовцев». И ведь беда не в том, что один написал, а в том, что другие распространили черную ложь многотысячным тиражом, а третьи принялись защищать допустившее это издание, уверяя, что судебные санкции в отношении него предприняты не из-за самой низменной юдофобии, а из-за статей, оппозиционных украинским властям.
Ради своих мелких политических целей, чуждых огромному большинству населяющих Украину людей, эти деятели впадают в страшный грех умышленного беспамятства. Они не отдают себе отчета в том, что госпожа История — строгая учительница, беспощадно карающая тех, кто не усваивает ее уроков.
Ну, а все те, кому не безразлично, в каком мире будут жить их дети, должны противопоставить беспамятству свою Память.
Только Народ, имеющий память, имеет и будущее...
|