Непосвященному старейшая синагога покажется ничем не примечательным зданием в самом сердце Виллемстада, столицы острова Кюрасао в Карибском бассейне: его архитектура - это дань Старому миру, а канареечно-желтый дизайн - прикосновение мира Нового.
Действительно, если бы не надпись на иврите, конгрегация "Микве Исраэль-Эмануэль" просто слилась бы с окружающими строениями, как большинство домов представителей еврейской общины.
Евреи живут на этом острове уже более 350 лет. В то время как другие еврейские центры, возникшие после инквизиции, отказались от своих сефардских истоков, Кюрасао цепко держится за свои корни. Этим фактом очень гордится Рене Мадуро, президент местного отделения "Бней-Брит". Его предки были в числе первых евреев, создавших здесь голландский торговый дом. Фамилия "Мадуро" на этом небольшом острове встречается на огромном количестве зданий - от банков до агентств недвижимости.
Из голландской столицы отправились первые еврейские колонисты, высадившиеся на острове Кюрасао на юго-западе Карибского бассейна в 35 милях от побережья Венесуэлы. Будучи преуспевающими купцами, многие из новых обитателей острова в XVII и XVIII веках участвовали в работорговле. Город Виллемстад - глубоководный порт, окруженный стенами, и плантации острова сделали Кюрасао важным пунктом назначения для голландской Вест-Индской компании, занимавшейся работорговлей: в городе был крупный рынок рабов, и спрос на них был велик в поместьях, раскинувшихся на холмах вокруг Виллемстада. Сегодня евреи Кюрасао работают, в основном, в торговой и финансовой сферах.
Венесуэльский нефтеперегонный завод неподалеку от Виллемстада связывает остров с мировой экономикой, десятки круизных лайнеров обеспечивают постоянный поток туристов, которым по душе многочисленные магазинчики города.
Все граждане Кюрасао - подданные Нидерландской королевы Вильгельмины.
Таким образом, их нидерландские паспорта дают им возможность свободного въезда в страны Европейского союза.
Проводя экскурсию по еврейскому музею в своей синагоге, Мадуро показывает древние предметы неописуемой красоты: cеребряные римоним (украшения Торы), изготовленные умельцами Кюрасао, серебряную менору, изображение которой в 2000 году Израиль разместил на монетах, серебряный поднос, использовавшийся женихами, традиционно разбивающими стеклянный кубок во время свадебной церемонии. Всему этому - сотни лет. В коллекции музея есть свиток Торы, который, как считается, привезли с собой евреи, бежавшие из Испании в 1492 году.
Еврейская община Кюрасао насчитывает 500 семей. В 1864 году прихожане "Микве Исраэль" откололись от тогдашней ортодоксальной синагоги и создали реформистский Храм "Эмануэль".
"Микве Исраэль" теперь называет себя реконструктивистским движением. Во главе ее стоит консервативный раввин из Коннектикута Геральд Зелермайер, который с 2002 года живет на Кюрасао со своей женой Хеске, коренной жительницей острова.
Во время молитвы Коль-Нидре в Йом Кипур, на которую мы попали, в синагоге смешалось старое и новое. Через мощные двери из красного дерева, установленные на пожертвования в 1870 году, молящиеся - мужчины в пиджаках с длинными фалдами и в высоких шляпах по португальскому обычаю - прошли на свои места на слое песка, который был насыпан еще в 1732 году. С одной стороны, песок символизирует 40-летние скитания израильтян по Синайской пустыне. С другой, он служит напоминанием о том, что пережили предки прихожан, тайно исповедуя иудаизм в Испании и Португалии - они засыпали песком пол синагоги, чтобы их не услышали агенты инквизиции.
Интерьер был сделан по образцу Амстердамской синагоги, построенной в 1675 году, но в наши дни службы носят полностью современный характер, разве что за исключением сефардских песен, которые поют прихожане. Большая часть службы проходит на английском языке, кантору аккомпанируют орган и хор.
По словам Мадуро, своим выживанием "Микве Исраэль" обязана тому, что приняла современные религиозные реформы - как и большинство неортодоксальных синагог, конгрегация "Микве Исраэль" разрешает женщинам проводить службы, мужчины и женщины вместе сидят на скамьях. Если смотреть на возникший почти 150 лет назад раскол через призму истории еврейской общины острова, то он длился относительно недолго. Теперь более 75% евреев Кюрасао принадлежат к одному течению в иудаизме.
Остальные 25% - это ортодоксы, принадлежащие к общине "Шаарей Цедек". Дети и той, и другой общины ходят в одну дневную еврейскую школу, что, как подчеркивает Мадуро, доказывает, что обе конгрегации живут в мире.
Конгрегацию "Шаарей Цедек" возглавляет раввин Ариэль Йешурун из Израиля.
Он тоже склонен оценивать отношения между конгрегациями как теплые и дружеские. В конце концов, и "конверсо", и "маррано" засыпали песком полы синагоги на Пиренейском полуострове.
И все же в истории евреев Кюрасао были и потрясения. В середине XVIII века часть членов "Микве Исраэль" переехала на другую сторону бухты Виллемстада, так как там были очень низкие цены на жилье. По субботам из-за религиозных ограничений они не могли перебираться через бухту, чтобы попасть на службу (плавучий мост королевы Эммы был построен только в 1888 году), и поэтому создали свою общину "Неве Шалом" под руководством и при финансовой поддержке "Микве Исраэль". Через несколько лет прихожане "Неве Шалом" попытались официально отколоться от "Микве Исраэль". В итоге разгорелся самый настоящий конфликт. В 1948 году прихожане обеих сторон вышли на улицы, началось побоище, в результате которого погиб один человек. Столкновения прекратились только тогда, когда принц Виллем IV предупредил, что введет войска и выселит всех евреев с острова.
Нидерландская корона подарила "Неве Шалом" независимость. Но по иронии судьбы через несколько лет конгрегация распалась, потому что ее члены начали переселяться в другие части острова.
Йешурун приехал на Кюрасао в 2003 году и считает, что его конгрегации остро требуются новые силы. Последние 15 лет у ашкеназской общины - ашкенази начали селиться на Кюрасао в 20-х годах XX века и после Второй мировой войны - не было раввина. Главная проблема - это ассимиляция.
Йешурун затеял строительство новой ашкеназской синагоги в районе Махаай, где живет большая часть евреев Виллемстада, и надеется, что эта синагога внесет свой вклад в поддержание еврейской жизни.
"Мы не можем допустить конфликта в таком маленьком месте, как Кюрасао, - говорит Йешурун. - У нас своя точка зрения; у них - своя. Но мы стараемся сосредоточиться на общем для всех нас". Действительно, и у Мадуро, и у Йешуруна цель одна - укрепление еврейской общины маленького острова Кюрасао.
Отсутствие белого цвета в тропическом городе необычно - ведь белые стены, отражая безжалостные лучи, способны хоть немного защитить от нестерпимо палящего светила. Однако на Кюрасао эта традиция сохранилась с древнейших времен. Когда-то островом правил губернатор, прославленный богатством и жадностью, жестокостью, а также болезнью глаз. Белый цвет раздражал его, вызывал приступы неврастении - поэтому он и приказал перекрасить все белые дома.
Jewish Exponent, sem40
|