В «Еврейском Обозревателе» (№ 2, 2004) опубликована статья И.Куперберга «Кадры решают все». В ней автор скороговоркой касается целинных вопросов возрождения еврейского движения в Киеве с началом «перестройки». И, на мой взгляд, кроме обилия общих слов, претендующих на эзопов язык, позволяет себе и грубые ошибки, если не дезинформацию.
Автор рассказывает, как зарождалось первое Общество еврейской культуры (ОЕК), как «старики» из Киевского ОЕК пытались «заставить молодых» переизбрать И.Левитаса с поста председателя правления КОЕК, а «молодые поднялись и ушли». Это не соответствует действительности.
В октябре 1988 года решение о создании КОЕК было принято первоначально на заседании не еврейских организаций, а Украинского фонда культуры (УФК). О том, кто должен быть председателем КОЕК, априори, было решено заранее на уровне ЦК КПУ.
25 декабря 1988 г. в помещении УФК, теперь уже в присутствии евреев, состоялось собрание, где формально родилось КОЕК и избрано его правление. Но с первого же дня работа правления была парализована. Все решения его председатель принимал единолично. На критику реагировал чрезвычайно болезненно. Роптать стали все: от «стариков» Л.Пиевской, С.Авербуха, А.Чубинского, Г.Полянкера, И.Рыжавского, Д.Голдовского, А.Деко... до «молодых» — Л.Киселевского, Ф.Нейман, Е.Левбарга, Е.Винницкого, Б .Лопата, М.Барабаш, М.Шикульского... Дошло до того, что более полугода плановые заседания правления КОЕК проходили без его председателя: он демонстративно не появлялся.
27 сентября 1989 г. по инициативе горкома КПУ состоялось открытое заседание правления, существует его протокол. Присутствовало 26 человек, включая представителей горкома (3 человека). Выступали все. Вопрос стоял один: освободить от должности председателя товарища Левитаса. Голосовало 19 человек: 13 — «за», 1 — «против», 5 — «воздержались». Правление избрало нового председателя Г.Полянкера. И только после этого «молодые» в лице Левитаса и Куперберга — ушли. Кто же «ошалел», господин Куперберг?
Автор «намекает» на симпатиях «партийных бонз» к «старикам, размахивающим партийными билетами». Не исключаю, что кто-то из «стариков» и обращался в горком партии, тогда не было других форм какого-либо воздействия на «начальство». Разве сегодня вы, И.Куперберг, не «размахиваете своим партбилетом» директора Лиги Маген, опираясь на своих «бонз», критикуя тех, кто при Советах, «будучи формально галахическими евреями, о еврействе понятия не имели». А вы его давно имеете?
Уже 18 ноября 1989 года, через 20 дней после партийных «симпатий к старикам», в музее Киева тайно, за закрытыми дверьми и при полной поддержке и участии УФК, состоялась «учредительная конференция», но уже республиканского ОЕК (РОЕК). Здесь уже, абсолютно не считаясь с мнением правления (их даже не пустили в зал заседаний), «избирается» голосами 28 никому неизвестных «делегатов», завезенных из областей Украины, все тот же И.Левитас еще и председателем всеукраинской крышевой структуры.
Об этом фарсе газета «Хадашот» (№ 3, 1989) опубликовала статью «Еще один спектакль в театре одного актера». Но вас, господин Куперберг, эти «демократические выборы» не смутили до сих пор, вы до сего дня считаете себя «членом правления РОЕК».
Вы пишете: «Уже в начале 1990 года ОЕК умерли как модель для еврейских организаций». Они не «умерли», их умертвили и умерщвляют до сих пор те, кто создавал РОЕК, в том числе и вы лично, господин Куперберг, не остались в стороне от этого процесса на заре создания «киевской еврейской общины». Об этом было написано еще весной 1990 года в первых номерах газеты «Эйникайт».
Вы осуждаете намеками многих, начиная от злополучного АКСО до организаторов Совета руководителей всеукраинских еврейских организаций, и, в то же время, весьма персонализуете себя лично. Вы и первую еврейскую школу открыли, и зарегистрировали устав Киевской общины... Полноте, уважаемый директор Лиги Маген! А где же был ранний РУХ, всюду проталкивающий, в том числе и еврейское образование? Где был Тимчик из Киевского совета народного образования, занимавшийся этим вопросом непосредственно? Где был Григорий Шапиро, продвинувший первый учебник идиш? Где были А.Котлярский и учителя иврит из клуба «Лави»? Где, наконец, были А.Чубинский, И.Рыжавский, И.Торчинский, Е.Винницкий, И.Бреннер.., обучавшие языку идиш всех желающих, и не только по воскресеньям?
Не могу не отметить, что в последние годы все чаще и чаще каждый из лидеров в еврейском общественном движении (чем выше пост, тем это проявляется больше) начинает «еврейское летоисчисление» с себя, родимого. Без него бы еврейская улица Украины захирела. Воистину, все решают «кадры»! Какие «кадры», такое и «все»!
|