- Любовь Иезекиилевна, - обращаюсь к шестикратной чемпионке Украины по шахматам, - всю жизнь вы живете под знаком библейского пророка Иезекииля. Чувствуете вы на себе какое-то пророческое влияние?
- Вся моя жизнь в шахматах - какое-то чудесное воплощение моей мечты, моих идеалов. Может, это назвать судьбой или жизненными совпадениями? А что касается пророка, то такое имя было у моего отца.
Шахматистка с любовью вспоминает о своем отце Иезекииле Марковиче. Он родился в селе Скоморохи Житомирской области в многодетной семье. Все 12 его братьев и сестер получили высшее образование. Отец служила в царской, а затем в Красной армии, имел два высших образования. Его перу принадлежат учебники по математике. Не все догадывались, что их автор К.О.Ган и есть он - Коган. В свидетельстве о рождении Любови, выданном в 1922 г., в графе "отец" записано: "красный комиссар"; "мать" - "служащая военно-полевого строительства". В 1941 г. отец погиб в киевском ополчении.
- Свою автобиографию вы назвали "Жизнь в шахматах". Когда именно и как началась эта жизнь?
- Первые ходы меня научила делать школьная подруга Ханочка Явлинская. А по-настоящему мой шахматный путь начался в Киевском дворце пионеров, где выросла целая плеяда замечательных шахматистов Украины. Нашим учителем и тренером был Александр Маркович Константинопольский, гроссмейстер, возглавлявший затем женскую сборную СССР по шахматам. Здесь судьба свела меня с Изей Липницким, выдающимся шахматистом, педагогом, журналистом. Несмотря на то, что мы были ровесниками, именно он - Исаак Липницкий - сделал меня настоящей шахматисткой.
В 1938 году в Ленинграде состоялся Всесоюзный шахматный турнир. От Украины выступало четыре шахматиста, среди которых была и я. Наша команда поделила 2-3 место с командой Москвы, пропустив вперед ленинградцев. В 1939 г. в первенстве Украины среди взрослых я разделила 3-5 места.
Игра в шахматы не помешала ей, как и ее отцу, окончить с золотой медалью среднюю школу. Наиболее продуктивными оказались для шахматистки послевоенные годы. В 1947-1949 годах и в 1951 году Любовь Коган, а в 1953 и 1954 годах - уже Любовь Якир становилась чемпионкой Украины. В общей сложности она принимала участие в более чем 250 соревнованиях и, как правило, занимала призовые места.
- Я любила подходить к столику, за которым сидел Михаил Ботвинник, и наблюдать за его игрой, - вспоминает шахматистка. - Он был всегда очень сосредоточен и замкнут. Во время игры возле него постоянно стояла чашечка с киселем - его любимым напитком.
С вдохновением говорит Любовь Якир о царившей во время турниров атмосферы. Ведь свое королевское умение направляли они на борьбу не за деньги, а за спортивную честь: свою, своего спортивного общества, своей страны. А после турнира в Тбилиси Якир предложили участвовать в первенстве Грузии.
- Мне нужно отпроситься с работы, - говорю им. "Не волнуйтесь, - отвечают, - мы все сделаем". В тот же день на мой "Красный экскаватор" пошла правительственная телеграмма за подписью тогдашнего первого секретаря ЦК Компартии Грузии, и вопрос был решен. На этом турнире я стала чемпионкой Грузии. Мне это было приятно, ведь Грузия в то время была законодательницей "мод" в шахматах.
- И вам простила это чемпионка мира Нонна Гаприндашвили?
- Наши пути пересекались не один раз, и она переживала поражение. Выигрывала я в матчах и у других чемпионок мира: Людмилы Руденко, Ольги Рубцовой, Елизаветы Быковой, а также у чемпионов СССР.
- Моя покойная свекровь, - рассказывает шахматистка, - любила говорить: "Любочка, из шахмат супа не сваришь". И она была в какой-то мере права. Завод "Красный экскаватор", где я работала инженером-технологом, не хотел платить за время турниров, не всегда делал это и Госкомспорт. Нам лишь оплачивали дорогу и давали талоны на обед. Зная, что дома нуждаются, я часто продавала свои талоны и высылала деньги домой. Однажды мама мне сказала: если бы не твои переводы, не было бы на что купить хлеб. Кстати, о свекрови. Она заразилась шахматами и постоянно переживала за мою игру. Когда играли в Петрозаводске, она звонила в Москву в Госкомспорт узнавать о моих успехах. А мой начальник, постоянно упрекавший: "Зачем тебе эти шахматы?", тоже стал заядлым шахматистом.
Кубков и хрустальных ваз с надписями было очень много, но они почти не сохранились, - чемпионка показала на шкаф, весь уставленный различными кубками. - Кое-что у меня выпросили ребята, мои коллеги. Мои бывшие награды понравились врачу, лечившему моего покойного мужа, и я дарила их ему, а , по сути, расплачивалась ими за лечение. Такова жизнь.
- Занимаетесь вы сейчас шахматами? - задаю вопрос ветерану шахматного спорта
- Я теперь больше занимаюсь своей пасекой, встречаюсь с коллегами, друзьями, своими учениками... Спортивный век в шахматах более продолжительный, чем в других видах спорта, но всему есть предел. Сейчас я играю лишь с компьютером, и нередко выигрываю. Правда, призов здесь не дают.
Чем бы ни занималась теперь Любовь Иезекиилевна Якир, она в свое время вписала много ярких страниц в развитие женских шахмат. Без сомнений, история шахмат в Украине, и в бывшем СССР просто немыслима без нее.
|