Как национальную трагедию восприняли в Израиле катастрофу американского шаттла «Columbia», на борту которого находился израильский астронавт. 48-летний полковник Илан Рамон за две январские недели стал героем для всех без исключения израильтян. А местные СМИ с гордостью указывали на отличные, с точки зрения организаторов полета, результаты его работы на корабле по исследованию динамики песчаных бурь на Ближнем Востоке.
Министр обороны Израиля Шауль Мофаз распорядился о вылете отца Илана Рамона на место трагедии в США. Жена Рамона и дети израильского астронавта находятся во Флориде, где должна была состояться посадка шаттла.
1 февраля телевидение Израиля прервало трансляцию передач для того, чтобы показать стремительно летящие вниз на фоне голубого неба оставляющие длинные белые «хвосты» обломки космического корабля. Возвращения астронавта страна ждала с нетерпением, готовясь к торжественной встрече. Некоторые местные средства массовой информации даже называли Илана Рамона «израильским Юрием Гагариным». Известие о гибели "Columbia" потрясло Израиль.
Илан Рамон родился 20 июня 1954 года в Тель-Авиве. В 1974 году окончил школу пилотов ВВС Израиля. В официальном сообщении армии Израиля говорится, что Рамон налетал 4 тыс. часов на различных военных самолетах. Он имеет знаки отличия за участие в войне Судного дня (1973 год) и в операции «Мир Галилее» (1982 год).
Президент Израиля Моше Кацав передал Рамону репринт Торы размером с кредитную карточку для того, чтобы тот мог взять ее на борт космического корабля.
Космонавт взял на борт шаттла еврейские символы: «Я возьму с собой специальные вещи и попробую передать послание о единстве израильского народа и еврейской общины, — сказал Рамон. — У меня уже есть несколько идей, но пока я не буду о них говорить, — хочу, чтобы это стало сюрпризом».
В Израиле возвращения Илана Рамона ждали, вероятно, с таким же нетерпением, как в СССР в 1961 году Юрия Гагарина. Его биографию многие знали наизусть. СМИ несколько раз в различных вариантах пересказывали историю о том, как незадолго до полета проживавшие вместе с Иланом Рамоном в США его жена и дети посмотрели фильм о трагедии шаттла «Challenger». Сообщалось, что после просмотра дети задали отцу вопрос: не слишком ли в опасном мероприятии он собирается принять участие? На что он ответил, что просто не имеет права отказаться от полета и что когда они вырастут, то поймут, что такое долг. Сейчас Израиль вспоминает эту историю со слезами на глазах. Как со слезами читает страна и публикуемые в СМИ последние слова, направленные с орбиты Иланом Рамоном семье электронной почтой: «Здесь все замечательно, но я уже не могу дождаться, когда увижу вас».
Даже после того, как телевидение показало кадры летящих вниз обломков, многие не верили в гибель астронавтов и надеялись, что «все еще может закончиться хорошо». И только после официального объявления, что астронавты погибли, в Израиле поняли: это конец.
По данным NASA, причины происшедшего «не связаны с чем-либо на Земле».
Отец Илана Рамона в момент падения шаттла находился в студии израильского телевидения, чтобы в прямом эфире дать интервью после посадки корабля. Интервью все же состоялось: «Я предпочитаю сейчас не говорить ни о чем. Я еще не знаю даже на каком свете я нахожусь. Войдите в мое положение — мне очень тяжело. Такого мы не ожидали».
Действительно, «такого» в Израиле, как и во всем мире, не ожидал никто.
По материалам мировой прессы
|