Диалог - с Б-гом , власть имущими и дум властителями, мудрецами и простолюдинами, единомышленниками и оппонентами - всегда был одной из главных составляющих еврейской цивилизации. Поэтому для нас так важна читательская реакция, и подмеченное в реплике Маркисы Лихтман ("ЕО", № 1, 2004) к моему материалу "Одержимые избранностью" ("ЕО", № 20-21, 2003) "стимулирование к спору" - один из самых желанных комплиментов для автора.
Попытка исследовать феномен поляризации еврейского и израильского социума и обозначить крайние проявления этой поляризации - тема сложная, крайне взрывоопасная, и, к сожалению, актуальная. Разумеется, проще осветить "галочное" мероприятие организации - учредителя издания, бодро отрапортовав об очередном проведенном семинаре, концерте, заседании правления и т.д. Многие еврейские газеты этим да перепечаткой идеологически кошерных материалов и ограничиваются.
В отличие от них мы полагаем, что без общественной дискуссии, затрагивающей в том числе и "самые мучительные главы нашей истории", целые массивы нашего общенационального и внутриобщинного бытия начинают отдавать лакированной мертвечиной. И от "заговора молчания" мертвечина эта приобретет лишь еще более специфический запах. "Опускать" авторитетов, тем более еврейских, как резонно заметила мой оппонент, нехорошо, но, к счастью, им это не грозит, ибо при всей зигзагообразности пройденного ими пути никто не собирается (да и не в состоянии) отрицать, ЧТО эти люди сделали для еврейского государства.
Феномен же избранничества, о котором, собственно, идет речь в статье, замешан не столько на личных амбициях отдельных персонажей (многие из них вообще не афишировали свою деятельность) и порой даже не на мессианских устремлениях, а на мИссианском осознании себя в окружающей действительности. А осознание это возможно не только в виде наполеоновски гипертрофированного "Я", но и в образе крохотного спускового крючка огромного мировоззренческого механизма, крючка, спускаемого однажды ВО ИМЯ высшей (национальной, не личной!) цели. Какие уж тут личные амбиции (особенно у безличных убийц де Хаана, Кастнера, бомбистов посольств СССР и Чехословакии, того же Ицхака Шамира, всю жизнь стиравшего клеймо убийцы Гилади), к которым, по мнению г-жи Лихтман, я свел все причины "мучительных глав"...
И где здесь инкриминируемые упрощение трагедии и цинизм?
И не абсолютный ли рекорд ежедневного цинизма - лубочная картинка, выдаваемая (и принимаемая) за зеркало еврейской действительности, и кукольный спектакль по мотивам еврейской истории, где монологи ведущих персонажей прописаны (навечно) до запятой, и шаг влево-вправо от этой самой запятой - подрыв устоев основ и покушение на основы...
Я очень рад (и даже тени иронии нет в этой фразе), что остались еще люди, готовые к спору "по всем пунктам" любой моей статьи, и готов полемизировать "до первой крови" (шучу), но почему-то разговора "по пунктам" так и не получается, все больше декларации. А жаль...
|