«Еврейский Обозреватель»
АНТИСЕМИТИЗМ
1/68
Январь 2004
5764 Тевет

НЕИЗВЕСТНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ К СЕКРЕТНЫМ ПРОТОКОЛАМ

ЯН ТОПОРОВСКИЙ

На главную страницу Распечатать

Вот и грянул гром среди ясного неба! Кто бы мог подумать, что в Иерусалиме, в Центральном сионистском архиве обнаружится неизвестное приложение к секретным "Протоколам сионских мудрецов". Тем самым "Протоколам", которые впервые опубликовал Сергей Нилус во втором издании своей книги "Великое в малом" (Сергиев Посад, 1905). Автор книги был глубоко уверен, что изданные им документы являются подлинными протоколами тайного заседания "всемирного еврейского правительства" и что на этом заседании был разработан "план захвата евреями власти над миром".

Сергей Нилус прекрасно понимал, какой резонанс - в России и мире - вызовет документ при обнародовании. Но он, как глубоко верующий человек, свою проповедь - устную, письменную и печатную - считал "долгом совести перед Богом". Однако взять на себя ответственность за публикацию "тайных" документов лично не осмелился. И за благословением отправился к иерархам русской церкви. Благословение "на раскрытие всемирного еврейского заговора" получил от Иоанна Кронштадтского, оптинского старца Варсонофия, митрополита Владимира Киевского, архиепископа Никона Рождественского. Следует сказать, что отец Иоанн Кронштадтский был его духовником. Именно отец Иоанн окончательно, если так можно сказать, обратил православного Нилуса в православие. Это случилось в те дни, когда Сергей Нилус приехал в Кронштадт и излил свою душу. В своих писаниях Нилус так запечатлел это событие: "Это было за всю мою жизнь первое истинное покаяние: впервые я всем существом своим постиг значение духовника как свидетеля этого великого Таинства, свидетеля, сокрушающего благодатью Божией в корне зло греха и гордости человеческого самолюбия. "Не умом я понял совершившееся, а принял его всем существом своим, всем своим таинственным духовным обновлением. Та вера, которая так упорно не давалась моей душе, только после моей сердечной исповеди у о. Иоанна занялась во мне ярким пламенем. Я сознал себя и верующим, и православным".

Современные исследователи "Протоколов сионских мудрецов" не склонны приписывать русскому писателю и философу авторство сей фальшивки. Считается, что она была создана в Париже по заказу Третьего отделения. Называют и имя автора, содравшего сей документ с известного в то время памфлета. К выводам исследователи прилагают и сравнительный анализ "Протоколов" и памфлета - плагиат налицо. Но евреи России времен выхода книги "Великое в малом" считали именно его, Нилуса, сочинителем сих "Протоколов": на сборнике стояло только его имя. Но сегодня известно, что он отредактировал текст, который, как считают историки, попал к нему из Парижа. Но если так, то текст был на французском, и его следовало еще и перевести. Вот тут Нилус и стал драгоманом, то есть переводчиком. После обработки "Протоколов", он издал их вместе со своим трудом "Великое в малом" в 1905 году. А перо у Сергея Нилуса было отточенным - все-таки духовный писатель. К тому же Сергей Александрович окончил юридический факультет Московского университета, в совершенстве владел французским, английским и немецким языками, прекрасно знал иностранную и русскую литературу. Состоял на государственной службе.

Нилус активно сотрудничал в газете "Московские ведомости". Осенью 1905 года работал над подготовкой издания книги "Великое в малом", которая вышла в декабре 1905 года в Царском Селе. Затем по материалам архива Оптиной пустыни написал книгу "Сила Божия и немощь человеческая" (1908). После отъезда из Оптиной (май 1912 года) Нилусы живут на Валдае. Здесь Нилус продолжает разрабатывать основную тему своего творчества - грядущий апокалипсис. "Близ есть при дверех" ("Близ грядущий антихрист и царство диавола на земле") увидела свет в 1911 и выдержала четыре издания. Последнее (1917 год) было по приказанию Временного правительства почти полностью уничтожено. После революции начались преследования и гонения. Подвергался аресту - в 1924 и 1926 годах.

И теперь перейдем к находке в иерусалимском архиве, которая имеет прямое отношение к Сергею Александровичу Нилусу.

Итак, историк, научный сотрудник Центрального сионистского архива Моше Гончарок нашел две странички текста, по-видимому, являющиеся частью рукописи (пока ненайденной) видного сионистского деятеля Ицхака Рабиновича, который с 1933 по 1953 год занимал пост директора русского отдела Еврейского агентства "Сохнут".

Вот этот текст.

Сейдер в изоляторе ГПУ с автором "Протоколов сионских мудрецов"

В 1926 переполнились тюрьмы СССР мужчинами и женщинами, имевшими какое-либо отношение к частной торговле и самостоятельному промыслу. Это были жертвы курса ликвидации НЭПа. Среди этой категории заключенных число евреев было весьма значительно.

Евсекция воспользовалась этим курсом, чтобы заодно ликвидировать остатки сионистского движения и носителей еврейской культуры, объявляя их порождением НЭПовской стихии.

Московская евр(ейская) община решила преподнести сотням еврейских заключенных пасхальный подарок в виде традиционных мацы, вина, яиц и т. п.

Центральные власти действительно разрешили передать всем еврейским заключ(енным) продовольственные посылки, содержащие 5 кг мацы, 1/2 кг кошерной колбасы, вареные яйца, чай и сахар.

16.03.1926 г. я был арестован во "внутренней" тюрьме ГПУ и помещен в камере "почетных арестантов", в которой находились: русский <...> царского времени в Константинополе М.Нилус, автор "Протоколов сионских мудрецов", международно престарелый анархист, больной и апатичный ко всему окружающему, молодой жизнерадостный грузин, член компартии - провинившийся во время подавления грузинских С(оциал) Д(емократов), юркий и хитрый китаец - не то политический, не то уголовный преступник, польский ксендз, член организации...

Я подружился с молодым грузином и много и долго беседовал о национальных взаимоотношениях в национальном Кавказе. Я ему рассказал о сионизме и его стремлении возродить еврейский народ на его древней родине и вернуть евреев к природе, к творческому труду и самостоятельной культурной и государств(енной) жизни. Пасха приближалась. Я вспомнил о просьбе, поданной евр(ейской) общиной и рассказал об этом товарищам по камере. Они сомневались в том, что эти посылки были доставлены также лицам, находящимся в строгой изоляции на Лубянке, 2 (внутр. ГПУ). Было решено, что если такая посылка да получится, мы устраиваем коллективный "сейдер" по всем правилам евр(ейской) традиции. И распределили между собой связанные с этим роли - молодой грузин как самый младший должен был спросить принятые 4 вопроса.

<...> быв(ший) драгоман Нилус, как старший и самый ученый должен был председательствовать и вести этот сейдер.

Однажды ночью нас разбудили и спросили, сколько в этой камере находится евреев.

- Три еврея, - ответил я, включая в это число моего молодого друга грузина, чтобы увеличить долю нашей камеры в пасхальных продуктах. Мой грузин был очень доволен "повышению в ранге" и обещал самым аккуратным образом выполнить обязанности вопрошающего мальчика.

Но вот беда, никто из нас не знал и не мог определить, когда состоится евр(ейская) Пасха. При той строгой изоляции, в которой мы находились, мы потеряли счет дням и неделям.

Спустя несколько дней в нашу камеру втащили целый мешок с мацой и другими предметами пасхального продовольствия. Грузин ласково щупал мешок мацы и осторожно клал на место, чтобы он не поломался в его богатырских руках. Шутя я спросил автора протоколов), не боится ли он есть эту <...> в ней имеются капли христианской крови.

Но когда же устроить сейдер, мы все-таки не знали.

На второй день по получению пасх(альной) провизии решили торжественно отпраздновать первый сейдер по заранее распределенным ролям. Старик блистал своими познаниями в области евр(ейских) религ(иозных) законов, молодой грузин сиял, выполняя обязанности еврейского мальчика в пасхальную ночь. Я обслуживал своих гостей щедрой передачей евр(ейской) общины. Тюремные власти не мешали, а когда я постучал в дверь и просил надзирателя отведать нашу пасхальную пищу, он, улыбаясь, отказался это сделать, и без специального разрешения начальства; после нескольких дней меня перевели в Бутырскую тюрьму, и там я узнал, что мы опередили евр(ейскую) Пасху на два дня.

Надо сказать, что автор писал воспоминания по-русски, но к тому времени русское письмо им уже забылось, некоторые слова он, не зная, как написать, пропускал. Есть и неточности: Нилуса звали Сергеем, а не М., как означает Ицхак Рабинович. Да и был ли тот драгоманом? Быть может, Ицхак намекает на то, что Нилус переводил "Протоколы" с французского?! А может, автору известно больше, чем нам: ведь Сергей Нилус всю свою жизнь находился на государственной службе в разных уголках Российской империи, в том числе и в Закавказье. Может быть, судьба забросила его и в Константинополь? Не исключено, что на краю империи ему и случалось быть драгоманом, то есть переводчиком. Есть и весьма настораживающий факт: Нилус блистал прекрасным знанием еврейских религиозных законов. Зачем ему эти "секретные" знания? В каком произведении писатель собрался их употребить?! Но не это главное. Судьба сыграла с Нилусом жестокую шутку: на склоне дней, за несколько лет до смертного часа он перевоплотился в еврея: надел кипу, занял почетное, во главе еврейского стола, место и провел пасхальный седер. И где - прямо в аду, в тюрьме ГПУ!

И впрямь неисповедимы пути Господа, который заставил пригубить чашу еврейского пасхального вина того, кто публикацией "Протоколов сионских мудрецов" распахнул перед еврейским народом гудящую топку XX века.

Скончался Сергей Нилус 14 января 1929 года. Прах его покоится на погосте села Крутец Александровой Слободы, вотчины Ивана Грозного. А сами "Протоколы" - детище Нилуса, пусть и приемное, - последний раз (до революции) публиковались в 1917 году в Троице-Сергиевой лавре. С "легкой" руки Нилуса они обошли весь мир. А не так давно вновь вернулись в Россию. И вновь освящаются иерархами церкви. Митрополит Санкт-Петербургский Иоанн в своей книге "Самодержавие духа" (Санкт-Петербург, 1994) подхватил эстафету Нилуса, ссылаясь на "Протоколы" как на источник, не вызывающий (у него, по крайней мере) сомнения.

И последнее. В январе 2002 года в Санкт-Петербурге состоялось вручение премии имени Сергея Нилуса. Эта премия учреждена общественной организацией "Православный Санкт-Петербург". Она будет ежегодно вручаться в день кончины Сергея Нилуса (14 января) лучшим наследникам российских духовных традиций.

"Вести-2", Израиль
Вверх страницы

«Еврейский Обозреватель» - obozrevatel@  jewukr .org
© 2001-2004 Еврейская Конфедерация Украины - www. jewukr .org