«Еврейский Обозреватель»
ИЗРАИЛЬ
1/68
Январь 2004
5764 Тевет

ПОСТАБСОРБЦИЯ В ЭПОХУ ПОСТСИОНИЗМА

ГРИГОРИЙ КУЛЬЧИНСКИЙ

На главную страницу Распечатать
Ты балда, Колумб, скажу тебе по чести.
Да на твоем бы месте, я бы лично...
Я   б  Америку закрыл, слегка почистил,
Ну а потом опять открыл, вторично
В.Маяковский

Магия больших и круглых цифр. В 1990 году в Израиль прибыло 200 тысяч репатриантов. В сравнении с этой громадой любые другие цифры (100 тысяч, 70 тысяч, 45 тысяч) смотрятся как детские игрушки. Мы привыкли если отмечать и чествовать, то только миллионного репатрианта! Меньше нас не устраивает.

МИЛЛИОН, МИЛЛИОНУ, МИЛЛИОНОМ...

Еврейская душа — широка, нам подавай размах, нам подавай масштабы!

Ведь мы если свою экономику, уровень жизни, качество медицинского обслуживания или образования сравниваем, то, по меньшей мере, с США. В крайнем случае, с развитыми странами Европы.

Наши планы величественны и грандиозны, наши перспективы светлы. «Сохнут» хочет привезти миллион репатриантов, президент Кацав говорит о своем миллионе (или о том же самом?), а тут еще и премьер-министр Ариэль Шарон. Тоже меньше чем на миллион не согласен. Звучит, ну, ужас, до чего красиво и пламенно. И все, стоящие вокруг, в полном восторге и упоении кричат: ура! Давайте, давайте привезем миллион репатриантов!

А теперь слезем с броневика, успокоимся, выдохнем воздух и тихо-тихо спросим сами себя: зачем? Зачем нам (вам, им, ему, ей и т.д.) миллион репатриантов? Торжества над антисемитами ради? Сионистской идеи для? Но ведь она, насколько мне помнится, заключалась только в возможности для каждого еврея присоединиться к своему народу и жить в своем государстве. Особенно в ситуации, когда жизни, здоровью, имуществу еврея имеется серьезная угроза. Но никаких тебе «в принудительном порядке», «явка обязательна» и «кто не с нами — тот против нас» отцы-основатели не предусматривали. Равно как наличие собственных воров, грабителей и проституток среди евреев декларировалась всего лишь как некая потенциальная возможность, а вовсе не руководство к немедленному и практическому исполнению.

И тут нужно задать самому себе еще один вопрос «на засыпку»: зачем этому виртуальному миллиону репатриантов Израиль? Они что, жаждут жить в земле обетованной? Или одержимы этой самой сионистской идеей? Прекрасно, так что же они не едут? Ау! Люди! Миллион! Где вы? Нет ответа, молчит Русь, и народ безмолвствует. А теперь пусть кто-нибудь объяснит мне: в этой обстановке какой смысл вкладывается в глагол «привезти»? Отследить, поймать, связать руки, заткнуть рот кляпом, впихнуть в самолет, а тут, в аэропорту, насильно всучить деньги, теудат и под конвоем — шагом марш!? Вперед к абсорбции! Шаг вправо, шаг влево — считается побег, подскок на месте — попытка улететь, конвой стреляет до первого предупреждения!

КАК ЭТО ДЕЛАЕТСЯ СЕЙЧАС

Чем меньше остается потенциальных репатриантов на просторах нашей бывшей необъятной, тем больше там всяческих «профессиональных евреев»: представителей религиозных еврейских организаций, представителей не религиозных еврейских организаций (внутри них еще есть деление на чисто израильские, смешанные и международные), а, кроме того, Центры еврейской культуры в диаспоре да плюс еще официальные посольства и консульства Израиля. Зачем все это? Для кого? То есть, понятно, что для «освоения» средств, собранных мировым еврейством, понятно, что для продолжения «плодотворной» деятельности всяких эмиссаров и представителей, понятно, что для непыльных и хорошо оплачиваемых командировок для всех, приближенных к кормушке. А еще для чего? Репатриант может спокойно обратиться в посольство-консульство и оформить все необходимые документы. Приблизительно так, как это происходит при желании человека эмигрировать из Украины в Канаду или из Армении во Францию.

ЛОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

Хорошо, представим на минуточку — приехал миллион. Это только так звучит отвлеченно, абстрактно статистически. Такая, знаете ли, круглая-круглая циферка с шестью нолями. А на самом-то деле, это, до ужаса конкретная тетя Роза из Донецка (72 года, хронический диабет, почти стопроцентная глухота, язва желудка, катаракта, старческая деменция и т. д.) Вопрос на засыпку: кто лично (Ариэль Шарон, Моше Кацав, глава «Сохнута», министр абсорбции, министр по делам диаспоры) займется ее делами, проблемами, болячками? Или пожмем ручку на трапе, вручим цветочек, — и прямиком из Бен-Гуриона в бейт-авот? А они уже построены? Места приготовлены? Медицинский и обслуживающий персонал набран? Лекарства закуплены? Бюджет утвержден? Кстати, не сочтите за цинизм, а как насчет местечка на кладбище?

Возьмем более оптимистичный вариант. Тете Розе не 72, всего лишь 57 лет. Значит, ей необходимо какое-никакое жилье, подработка, пенсия-пособие, есть-пить, опять же, нужно здоровьем заниматься, культурные запросы удовлетворять. А языка она не знает и толком уже не выучит, поводыря-инструктора по израильской жизни к ней никто не приставит. И что в результате, получит от Израиля тетя Роза, и что Израиль получит от нее?

Только не нужно говорить о вечной любви, любви у нас не получилось. Так может быть, есть смысл заключать брак по расчету?

КАКОЙ ОН, ИЗРАИЛЬ?

Прошу заметить, что в рамках данного разговора, практически не затрагивается такой животрепещущий вопрос, как наше отношению к Израилю. Хороший он? Или ужасный? Райское место под солнцем или ад земной на берегу Средиземного моря? Не суть важно. Он такой, какой есть, и в ближайшем (обозримом) будущем никаких кардинальных изменений ждать не приходится. О том, что вот-вот все изменится, наладится, улучшится, расцветет производство, укрепится экономика, поднимется уровень жизни — обо всем этом пусть рассказывают краснобаи-политики, им по штату положено. Потенциальные репатрианты еще долго будут приезжать не в виртуальный, а во вполне реальный Израиль, поэтому именно о нем и ведется речь. С другой стороны, извечная российско-еврейская песня на тему «Мы думали, что это страна демократическая, свободная, где человек человеку — друг, товарищ и брат». Так вот, это пусть останется фактом личной биографии думающего. Мало ли на что мы надеемся. Например, девушка, пока пребывает в ранге невесты — сплошное очарование и ангел небесный, а потом — такая стерва, что не приведи Г-сподь! Так что же, из-за этого род людской должен прекратиться?

С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЗАКОНА (ЖИТЕЙСКИЙ ПОДХОД)

В наших публичных дискуссиях и приватных разговорах «Закон о возвращении» склоняется постоянно. Кроме того, он спрягается, изменяется во временах, лицах и числах, переводится из одной модальности в другую. Им клянутся, на него ссылаются, опираются, его цитируют, им прикрываются, им манипулируют, его суть извращают... Но я призываю как сторонников Закона, так и его противников немного успокоиться. Как бы это не банально выразиться... Да черт с ней, с банальностью, истина дороже! Так вот, законом, господа, сыт не будешь! Даже самым базисным и основополагающим. Ну, и что толку, что гражданство мы получаем автоматически? Ну, и что толку от этой тощей «корзины абсорбции»? В Америке, Канаде, Германии гражданства сразу не дают, но именно туда (в большинстве своем) стремится душа наша. Ибо там свобода, демократия, права человека, государство, отделенное от религии, уровень жизни, бесплатное жилье, социальная защищенность, европейская культура, чистота и континентальный климат.

Вверх страницы

«Еврейский Обозреватель» - obozrevatel@jewukr.org
© 2001-2004 Еврейская Конфедерация Украины - www.jewukr.org