«Еврейский Обозреватель»
ГЛАВНАЯ
24/67
Декабрь 2003
5764 Кислев

ХАНУКА! ВЕСЕЛОГО ПРАЗДНИКА СВЕТА!

На главную страницу Распечатать

Ханука — праздник освящения, называемый также Праздником Маккавеев, начинается с 25 числа месяца Кислев и продолжается восемь дней. Как и в Пурим, на Хануку нет ограничений на какую-либо работу или занятия. К дневным молитвам в дни праздника добавляются благословение за чудеса — «Ал-Ганисим» и псалмы «просветления» — «Галел», а также чтение Торы по утрам.

В те времена, когда Иудея перешла от Птолемеев к Селевкидам — царям греко-сирийской империи, для еврейского народа Иудеи настали черные дни. Царь Антиох, который за жестокость и беспощадность был прозван Эпифан (умалишенный), в 168 г. до н.э. запретил своим указом соблюдение Субботы и праздников, обряды обрезания, изучение Торы. В городах Иудеи и даже в Иерусалимском храме были установлены статуи греческих богов и обоготворенного Антиоха. Алтарь в храме был осквернен и на нем вознесена жертва Зевсу. Языческие жертвенники были устроены по всей стране, и евреев под страхом смерти принуждали приносить на них жертвы идолам.

Чтобы спасти Иудею, надо было бороться. Новое восстание было неотвратимым, дело было за искрой... В поселении Модиин в Иудее жила знатная семья Коганим — Хашмонаи. В 167 г. до н.э. на площади в Модиине чиновники царя соорудили жертвенник, чтобы принести на нем жертву Зевсу — свинью. Они обратились к главе священнической семьи Хасмонеев (Хашмонаи) Матитьягу с предложением вознести эту жертву и тем самым подать пример всем присутствующим. Но Матитьягу ответил: «Все народы, обитающие в империи царя, могут повиноваться ему и оставить веру своих отцов из желания исполнить его приказания. Но я, мои сыновья и мои братья, мы останемся верными вере наших предков. Сохрани нас   Б-г , чтобы мы оставили закон и обеты. Мы не будем повиноваться приказаниям царя, и мы не уклонимся от нашей веры». А когда один из евреев, изменивших иудаизму, хотел принести в жертву Зевсу свинью, Матитьягу на месте убил его.

Антиох приказал сурово наказать виновных. И тогда все еврейское население Иудеи поднялось на защиту Матитьягу, возглавившего со своими пятью сыновьями восстание. Их прозвали Маккавеями — от еврейского слова «маккаби» («молот»). Согласно другому преданию, слово «маккаби» является аббревиатурой военного клича Хасмонеев: «Ми кахома баэлим, Адонай?!», т.е. «Кто среди богов подобен Тебе, о Господи?!». Так началась первая в истории религиозная война. После смерти Матитьягу в 166 г. до н.э. вождем и полководцем стал его третий сын Иегуда. Он создал из отрядов повстанцев организованную армию и после одержанных побед во главе своих полков вошел в 165 г. до н.э. в Иерусалим.

Предание гласит: «Когда Хашмонаим вошли в Храм Иерусалимский, они не могли найти чистого неоскверненного елея для светильника Храма. Был лишь маленький кувшинчик с чистым елеем, которого могло хватить только на один вечер горения в Меноре, а на то, чтобы приготовить новое масло в соответствии с предписанными правилами, требовалось восемь дней. Однако служба в Храме не была отсрочена, священники зажгли Менору и вновь освятили Бет Амикдаш благоговейной молитвой. Радость еврейского народа сопровождалась Великим Чудом — масло продолжало гореть в Меноре в течение восьми дней. По указу Иегуды Маккавея и духовных вождей народа был установлен праздник освящения — Ханука — ознаменование победы над эллинами, восстановления самостоятельности Иудеи и восстановления  Б-гослужения  в Храме.

Ханука — это праздник еврейского героизма, победы еврейского духа. Символом праздника является восьмилампадный светильник — Менора. Излучаемый ею свет свидетельствует о вечности еврейского народа и незыблемости его нравственного бытия. По всему длинному тернистому пути нашего народа в диаспоре ханукальный светильник светил в душах сынов Израиля и несчетное число раз пробуждал и усиливал веру в возрождение народа на своей древней родине.

Вверх страницы

«Еврейский Обозреватель» - obozrevatel@jewukr.org
© 2001-2003 Еврейская Конфедерация Украины - www.jewukr.org