Это интервью дано на условии анонимности. Ответы дает один из сотрудников центрального аппарата ФСБ, привлеченный к сопровождению дела ЮКОСа.
- Чем все это кончится с Ходорковским? Что хотят власти - посадить его, отнять собственность? Или просто запугать, чтобы другие были послушными?
- Да Ходорковский давно нарывался, он всех раздражал, охамел совсем.
- А чем раздражал?
- Вы видели, как он одевается, даже когда к первому лицу идет на прием? Мол, наплевать мне на вас. Везде лез, зарвался совсем. А особенно достал он, когда сказал, что пусть он лучше будет политзаключенным, чем политэмигрантом.
- И до каких пор на него будут давить? До конца?
- Да мы тут ничего не решаем. Мы исполнители. Сколько нам позволят, столько и будем развлекаться.
- А сколько вам позволят?
- Пока не остановят. Скажут - "цыц!", и мы тихонько отползем. А пока порезвимся. Мера озлобленности у наших ребят большая - и на него, и на несправедливость жизни.
- А кто это начальство, которое позволяет?
- А у каждого начальник свой. Но все решается на самом верху.
- На самом-самом верху?
- Ну конечно.
- Есть здесь политические цели?
- У нас? Да бог с тобой. Мы-то тут причем? Мы исполнители. Нам сказали - мы делаем. Скажут не делать - мы не будем. В России ведь как? Достаточно сказать: "Действуйте в соответствии с законом" - и все: каждого можно посадить, и тебя, и меня. Нам ведь много лет не давали по закону действовать. А теперь по ЮКОСу сказали: "Ладно, действуйте!". Мы: "Ура!" (Смеется.) Мы понимаем, что действовать нужно точно, аккуратно. Ведь конъюнктура может измениться, и тогда сам сядешь. Эксцессов никаких не должно быть со стороны исполнителей. Главное - все делать по букве закона, все процессуальные нормы соблюдать. Ну, помотаем его (Ходорковского) сколько можно, да отпустим. Мы же понимаем, что с такими-то деньгами его не посадишь - откупится. Обидно будет, если все на тормозах спустят, мы ведь стараемся, работаем...
- Но все-таки чего вы добиваетесь?
- Ну, попрессуем его еще, сколько дадут. Конечно, хорошо было бы его выдворить из страны. Ведь наши ребята это делали еще в советские времена. "С глаз долой - из сердца вон!" (Смеется.) "Нет человека - нет проблемы". Хотя теперь сталинские методы уже не проходят... А он (Ходорковский), гад такой, сказал, что не хочет уезжать. Наши ребята жутко обозлились. Ишь, какой смелый! Охамел совершенно!
- До какого же предела вы пойдете? Всех олигархов выгнать?
- Для нас Жирик (Жириновский - Ред.) - сигнал, он говорит, что скоро будет. Он тут недавно обозначил олигархам: "Все скоро сядете!" Так что это перспектива для олигархов. Все они наследили. Все эти залоговые аукционы - дело сомнительное. Я по закону говорю! Почему тогда не вернули деньги за акции? Ведь могли же вернуть...
- Но ведь решение по залоговым аукционам принимало правительство. Вы готовы начать дела против Черномырдина и Чубайса?
- Ох, больное затронули. До Чубайса у многих наших ребят руки чешутся. Но тут - барьер. Государство трогать нельзя. Поэтому пока мы тихонько и сидим. Но ребята наши потихоньку информацию собирали все эти годы. Так что доказательств у нас - выше крыши. Здесь другая проблема: интересы государства, правительства. Копать тут надо о-о-очень осторожно. Вот посмотри, кто сейчас на плаву, а их быть бы по логике вещей наверху не должно было бы. Вот у них информация скопилась, они много насобирали еще в ельцинские годы... Но не будем об этом, тебе лучше не знать... Спать спокойнее будешь.
- А тебе нравится, куда движется страна?
- Было у меня какое-то время назад смутное такое чувство. Но потом я понял: так всегда бывает, когда меняются правила игры. А сейчас они меняются. Просто мы к ним адаптировались, а вы еще нет.
- А какие правила меняются?
- А заметь, при Ельцине многие вещи стали восприниматься как догмы: частная собственность - священна! Да ничего она не священна. Вы уже поверили, что все эти либеральные ценности - на века, что ли? Да не обольщайтесь вы! Все правила еще могут быть пересмотрены, и они будут пересмотрены. Раньше все было предсказуемо: наехали на олигарха, он деньги дает СМИ - они все трубят в его защиту. Он денег дал - откупился. Если не сразу отпустили - значит, мало дал. А сейчас никакой олигарх не может просчитать последствий. Все пришло в движение, и правила игры меняются. Они теперь нас боятся, потому что не знают, чего от нас можно ожидать.
- А что, сейчас подкупить вас нельзя?
- Ты знаешь, для нас теперь главная ценность - быть в команде Путина. Это выше, чем какие-то разовые деньги. Если удержишься в команде - все тебе вернется сторицей. А так хапнешь разок - и можешь вылететь. Это раньше хаос был, никто за места свои не держался, все знали, что завтра тебя на улицу выкинут. Поэтому все брали - хоть что-то поиметь от своей должности. Нет, сейчас мы позициями своими дорожим. Вот смотри, как ментов прижали. В МВД все испугались серьезно, глаза прищурили... Не хотят "оборотнями" стать. Так что мы - всё по закону! Чтобы комар носа не подточил! Но главное - не в противовес "линии партии и правительства"! (Смеется.) Мы же слуги государевы!
- А как вы разделяете олигархов на "хороших" и "плохих"?
- Очень просто: кто национально ориентирован - никто их не тронет. Ведь центр у этих олигархов - не в России.
- А где?
- В США. В Израиле. Они - большая угроза стране. Опасность - в превращении России в сырьевой придаток, опасность - в полном подчинении другой стране. Поэтому олигархов надо прижать или выдавить. Конечно, только тех, кто интернационально ориентирован. Ясно ведь, что Гусь (Гусинский) работал на Израиль, Береза (Березовский) - тоже. Надо только тех оставить, которые не о своем кармане думают, а о стране. Ходорковский четко на США ориентирован. Ему не место в России. Это настоящая пятая колонна. Это очень опасное политическое крыло. Если оно усилится, Россия потеряет свою независимость от Запада. Если его сейчас не выдавить, Ходорковский станет неуязвимым.
- А есть среди олигархов "хорошие", которых можно оставить?
- Есть. Мордашов, например. Он русский.
- А дело в национальности?
- Конечно. Все евреи - предатели, они ориентированы на Запад. Так всегда было. Нас еще когда в Вышке (Высшая школа КГБ) учили, что все разведчики действуют по сионистским сетям, у них везде диаспоры. Понимаешь, у евреев национальное выше гражданского. Сионисты всегда были враждебны России. У них было много идей, как можно использовать международный капитал против нас. Все наши достижения в разведке строились на евреях и их сетях - "дело Розенталя", например. Мы всегда работали по еврейским каналам. Так что сейчас нам этого сионистского капитала никак нельзя допустить...
- А как же демократия?
- Демократия - это большой блеф. Считаются только с силой. Вспомни, когда СССР был сильным, как нас боялись. А сейчас мы слабые - и все к нам лезут. За время этого ельцинского бардака столько мы развели этих... Вспомни, что было с Троцким - то же самое.
- И что же нам грозит? Национализация?
- Нет, национализация не стоит в повестке дня. Сейчас главное - перераспределение в сторону национально ориентированных бизнесменов. Какого хрена у Ходорковского семь миллиардов? Кто он такой?
- Может, он умнее других и лучше работает?
- Какого ума надо, чтобы нефть качать? Строй себе вышки. Технологии все на Западе покупают.
Никакого ума тут не надо.
- А ЛУКОйл тоже должен уйти?
- Нет, ЛУКОйл защищает наши стратегические интересы на границах, в самых спорных зонах - в Казахстане, в Азербайджане. Это наша компания, национально ориентированная. Алекперов ни разу не вылез в политику.
- Так дело в политике?
- Да, у Ходорковского ведь честолюбивые намерения. Сколько денег он дал оппозиционным партиям! Его надо раздавить без вопросов. Пока он не стал вторым Березовским.
- А что опасного в том, чтобы давать деньги этим партиям - "Яблоку", СПС?
- Пока кажется, что ничего опасного. Но они затаились и ждут своего часа. Это те же сионисты. Им ни в коем случае нельзя давать укрепляться. А Ходорковский - пусть теперь ходит, жалуется. Никакой ему Страсбургский суд не поможет. Им же дали возможность - живи хорошо, но тихо. С деньгами их оставили. Но нет - лезут! В политику им хочется! Так вот теперь ни политики, ни денег у него не будет.
- Это урок и для других олигархов?
- Конечно. Вот Абрамович - самый умный из них. Мы с ним уже договорились. Его срок губернаторский кончается - и он уедет, тихо, без скандала. Здесь он уже все продал, там - все купил.
- Так кому уезжать надо? Евреям или не только?
- Кто докажет нам свою преданность, тот может остаться. Мы не собираемся портить отношения с крупным бизнесом. Вот Гитлер не отменил концерны, и они ему хорошо помогали.
- Куда же вы ведете страну? К тоталитаризму?
- Да. Только это будет не социалистический тоталитаризм, а капиталистический. Такое государство у нас было после Екатерины II. Пришел к власти Николай I и сменил правящий класс: вместо наследного дворянства пришло чиновничество. Собственность должна даваться чиновникам за службу государству, а не по наследству передаваться. Вот тогда будет порядок в стране.
NovayaGazeta.Ru, 7:40
|