«Одесса и еврейская цивилизация» — так называлась первая международная научная конференция, состоявшаяся в Одессе и собравшая участников из нескольких стран мира. В рамках конференции еврейский общинный центр «Мигдаль» презентовал и экспозицию «История и культура евреев Одессы» нового музейно-образовательного центра «Шорашим» («Корни»). Сами организаторы выставку называют «пилотной», говорят, что это своего рода эскиз, начало будущего музея. Начало, которое должно быть продолжено.
Непременная атрибутика торжества: многолюдье, радостная суета, поздравления, речи, слова благодарности — «Джойнту» за содействие, одесским коллекционерам — за помощь и предоставленные материалы, сотрудникам самого центра «Мигдаль». Кстати, пополнение фондов проистекало и по ходу презентации. Так, директор благотворительного еврейского центра «Гмилус Хесед» Леонид Фихтман передал музею Тору, отпечатанную в 1858 году в Вене...
— Все предметы, все документы, все вещи на выставке, так или иначе, связаны со словом «Одесса», со словом «евреи», — рассказывает Михаил Рашковецкий, координатор музейных программ центра «Мигдаль». — «Из истории евреев «Одессы» — так можно условно назвать первую экспозицию. Это действительно эскиз, набросок того, что в принципе может быть в музее истории евреев Одессы. А может быть много чего, это целое море материала. По сути говоря, большая часть истории Одессы связана с историей одесских евреев. И большая часть истории евреев вообще связана с историей евреев Одессы, потому что именно здесь зарождались самые разные, очень противоречивые идеи, мысли, которые затем повлияли на судьбу еврейского народа во всем мире.
...Здесь несколько комнат, а значит — несколько, говоря по-музейному, залов. И каждый соответствует своей эпохе — от начала Одессы до советских времен. При этом многие экспонаты воспринимаются не просто как экспонаты — несут на себе ощутимый отпечаток живой человеческой жизни (один из множества примеров — экспонат из коллекции Анатолия Дроздовского. Это конспект лекций профессора Приблуды для еврейской секции одесского института народного образования; именно по ним учились студенты в 1928–1929 годах. Учили электродинамику — на идиш)...
Создатели экспозиции говорят, что стремились не дублировать подходы, по которым строятся еврейские выставки, например, в Литературном музее.
Потому главная для Литмузея тема еврейских писателей здесь уступает место другим — не менее интересным и значимым.
И потому, например, основоположник современной еврейской поэзии Хаим-Нахман Бялик представлен здесь не в качестве поэта, а как руководитель и владелец еврейского издательства. А еще среди намеченных экспозиционных мотивов — темы формирования «еврейского народонаселения» Одессы, профессии — и специфически еврейские, и вовсе таковыми не являющиеся, а еще — общественные движения, еврейские организации, погромы, синагоги...
Фотографии, книги, портреты, архивные материалы, «живые» вещи из обычных одесских квартир — все это часть истории одесских евреев.
Истории, которая, несмотря ни на что, продолжается...
|