СПОРТ |
20/63 Октябрь 2003 5764 Тишрей |
ВЕКА ЛЮБВИ-НЕНАВИСТИСпорт в еврейской традиции УРИ МИЛЛЕР |
|
Среди множества мифов мнение о телесной слабости еврейского народа и его почти генетической неприспособленности к физическим занятиям, пожалуй, одно из древнейших. Более того, часть наших соплеменников сама разделяет мнение о спорте как «нееврейском занятии». Тем не менее жившие на «перекрестке» древнего мира и вступавшие в отнюдь не всегда мирные контакты, евреи всерьез относились к своему физическому состоянию — первооснове воинского совершенства. При этом укрепление национального духа не заставило евреев подчинить воспитание исключительно военным целям. Любопытно, что ивритское слово «гвура» применимо к человеку, обладающему как выдающейся физической, так и нравственной силой, и второй составляющей явно отдавалось предпочтение. Эта нравственная сила была отличительной особенностью героических мужей ТАНАХа — Шимшона и Давида, Шауля и Йонатана... Интересно, что величайший мудрец рабби Акива в число трех навыков, которые каждый еврейский отец обязан привить своему ребенку, включил плавание. Это особенно важно, поскольку в отличие от многих рабби Акива поддержал антиримское восстание под предводительством Бар-Кохбы, причиной которого стали не только религиозные гонения, но и насаждение чуждого евреям образа жизни, в частности гладиаторских боев и спортивных состязаний римского образца. В системе еврейского образования физическое воспитание как дисциплина не было представлено, однако учебный день включал в себя перерывы для активных игр и танцев. Физические свойства древних евреев делали их хорошими бегунами, как на короткие, так и на длинные дистанции: еще в XI веке до н.э. в еврейском обществе была четко налаженная система скороходной связи между удаленными друг от друга общинами. В библейские времена пользовались популярностью борьба и поднятие тяжестей. Ставший в фольклоре многих народов синонимом силы Шимшон (Самсон) неоднократно называется в ТАНАХе борцом и «поднимателем тяжестей»... Известно, что наши предки достигали подлинного совершенства в таких боевых искусствах античности, как стрельба из лука, использование пращи, верховая езда, фехтование, метание копья, что многократно подтверждается и ТАНАХом, и другими источниками. Да ведь и Давид едва ли смог бы одолеть Голиафа без упорнейшей тренировки! И тут возникает некоторый парадокс. Спортивные охота и рыболовство, то есть ловля дичи и рыбы ради самого процесса (в отличие от промысла и отстрела диких опасных зверей) были малораспространенным явлением у древних евреев, и в ТАНАХе приверженцы подобных занятий характеризуются отрицательно. Так, например, запрещается гонять голубей и организовывать иные гонки животных, что восходит к Заповедям, запрещающим мучить животных и разрешающим их убой только в целях потребления в пищу и только гуманным способом. Отсюда следует, что у евреев основные боевые искусства, применяемые также и в охоте (стрельба из лука, метание копья и камней из пращи, умение пользоваться мечом) могли совершенствоваться не столько в процессе повседневной жизни, а прежде всего в процессе специальной тренировки и выявляться в ходе соревнований. Но если греки нуждались в Олимпийских играх как средстве объединения племен (и отчасти этим был продиктован мораторий на ведение военных действий во время Олимпиад), то у евреев был иерусалимский Храм — объединяющий элемент, на котором зиждилось еврейское самосознание. Так вот, во время торжеств у Храма (а они по масштабам той эпохи были громадными) зачастую проводились и единоборства. Таким образом, нет оснований говорить о неприятии древнееврейским обществом физических упражнений. Но, тем не менее, спорт впервые вышел на стремнину жизни древнееврейского общества в III веке до н.э., когда в Иудее под зллинистическим влиянием стали проводиться соревнования. Апогеем эллинизации стало превращение иерусалимского Храма в языческую молельню, напротив которой был возведен «гимназион» — спортивное сооружение, где спортсмены соревновались обнаженными. Еврейская молодежь увлеклась языческими соревнованиями (Олимпийские игры посвящались Гераклу — сыну вседержителя Олимпа Зевса). Так, евреи, стремившиеся принять участие в соревнованиях, прибегали даже к оперативному вмешательству, дабы скрыть явное свидетельство «союза с Б-гом». Однако насильственная эллинизация вызвала восстание 168 года до н.э. под предводительством Маккавеев. Именно оно и положило конец не только владычеству селевкидских царей, но и «ассимиляционной спортомании» в еврейской среде. (Есть определенная ирония в том, что именно в честь руководителей этого восстания названы Маккабиады — проводимые раз в четыре года в Израиле «Еврейские Олимпийские игры».) Спортивные состязания возродились в древнееврейском обществе в конце I в. до н. э., в эпоху правления Ирода и усиления римского влияния в Иудее. В Кейсарии, Себастии, Иерихоне и других городах были построены стадионы, ипподром, амфитеатры и арены; раз в пять лет проводились посвященные императору общенациональные Олимпиады; по повелению царя со всех концов света собирались атлеты для участия в гладиаторских ристалищах, соревнованиях по кулачному бою, в стрельбе из лука, беге, гонках на колесницах... В этих соревнованиях участвовал и сам Ирод, любивший брать на себя функцию судьи. Царь ввел специальный (и, заметим, тяжкий) налог на строительство по всей стране амфитеатров и спортивных сооружений. Он также жертвовал солидные суммы на проведение Олимпийских игр в Элладе. Религиозные круги были вне себя не только от жестокости спортивных «мероприятий» Ирода, но и сверхщедрых призов победителям, в чем усматривалось языческое влияние. Вдобавок на соревнованиях заключалось множество пари, а еврейский Закон запрещает азартные игры. После разрушения Второго Храма, обрушившиеся на евреев потоки крови вызвали такой антагонизм по отношению к любому насилию, что даже спортивные противоборства были признаны противоречащими Закону. Квинтэссенция такого отношения — распространенное убеждение, что гибель одной из наиболее процветавших древнееврейских общин, александрийской, и даже разрушение Храма стали карой за игру в мяч! Была популярна и точка зрения, согласно которой времяпрепровождение в радости (в том числе и спортивные занятия) не пристало народу, страждущему в изгнании. В исторических источниках находим скупые, но веские доказательства спортивных занятий евреев средневековых общин — от Испании и Германии до Сирии. Евреи германских княжеств проводили соревнования по бегу, прыжкам и метанию (то есть видам спорта, которые именуются сегодня легкой атлетикой). В германских и австрийских землях прославились евреи-борцы, один из которых, принявший крещение Отг, ярко проявив себя на соревнованиях в Агсбурге, был даже приглашен тренером ко двору австрийского князя, а позже стал советником императора Фридриха II и написал пособие по искусству борьбы, в котором этот вид спорта был впервые отделен от смыкавшегося с ним доселе фехтования. О роли фехтования в физическом развитии евреев говорит уже то, что император Рудольф II в XVI веке своими декретами запретил учителям фехтования — христианам тренировать евреев, а позже наложил вето и на фехтовальные соревнования между евреями и христианами. В средние века из-под пера германских евреев — братьев Андреаса и Якова Лигницеров вышел даже учебник фехтования. Искусством этим прославились и евреи средневековой Испании. Но особенно популярными были в ту пору игры в мяч, среди талмудистов даже вспыхнула дискуссия, допустимы ли игры по субботам (что свидетельствует об их распространении в еврейской среде). Продолжение следует
«Вести», Израиль |