«Еврейский Обозреватель»
АНТИСЕМИТИЗМ
2/45
Январь 2003
5763 Шват

ЕВРЕИ БЕГУТ ИЗ МАРОККО

ДАНА МИХАЛЬСКАЯ

На главную страницу Распечатать

Рост антисемитизма и экономический кризис угрожают жизнедеятельности двух еврейских общин на североафриканском побережье.

После изгнания из Испании в 1492 году некоторые евреи переправились через Гибралтарский пролив в два города-крепости, основанных Испанией в Северной Африке: Сеуту и Мелилью. Теперь их потомки живут в анклавах на территории Марокко. Многие из них сейчас возвращаются в Испанию.

Общее население Сеуты — 70000 человек, Мелильи — чуть меньше. Еврейские общины городов весьма малочисленны: приблизительно 300 человек в Сеуте, около 800 — в Мелилье. Здесь еще функционируют сефардские синагоги, школы и кошерные мясные магазины. Еврейское население значительно сократилось с 1960-х годов, когда в Сеуте жило около 600 евреев,   а  в Мелилье — около 1000. Теперь будущее общин находится под угрозой, в особенности после событий 11 сентября 2001 года. Возобновление требований марокканского короля Мухаммеда о суверенитете городов провоцирует мусульманскую молодежь на различные выступления. Так, в прошлом году яйца и бутылки обрушились на сефардскую синагогу Сеуты. На синагогах и церквах появились палестинские флаги и надписи, прославляющие Осаму бен Ладена,  а  могилы еврейского кладбища Мелильи были осквернены.

Прогнозы достаточно мрачны. «Истина состоит в том, что в ближайшие два года Сеута и Мелилья могут стать объектами войны или терроризма», — пишет один из комментаторов в испанской газете «Эль мундо». Местные евреи настроены более оптимистично. «Марокко всегда принимало евреев», — говорит Беншимоль, в течение 12 лет являвшийся вице-президентом еврейской общины Сеуты. Он отметил, что в Рабате, столице Марокко, «мирно живет некоторое количество евреев, которые не понесли никакого ущерба от интифады». Однако множество евреев, живущих сегодня в Сеуте и Мелилье, сбежали туда из Марокко после Шестидневной войны 1967 года.

Беншимоль повторил частые утверждения испанских лидеров, что Сеута и Мелилья — примеры гармоничного сосуществования различных вероисповеданий. Однако он признал, что межэтническая гармония не распространяется на все население,  а  особенно — на мусульманскую молодежь, радикализировавшуюся после 11 сентября.

Главный раввин Мадрида Моше Бен-Дахан — бывший житель Сеуты. Он подтверждает, что жизнь общин анклавов истощается, в частности по экономическим причинам.

Jewish.ru
Вверх страницы

«Еврейский Обозреватель» - obozrevatel@jewukr.org
© 2001-2003 Еврейская Конфедерация Украины - www.jewukr.org