«Еврейский Обозреватель»
ПОЛИТИКА
2/222
Июнь 2011
5771 Сиван

Благими намерениями

На главную страницу Распечатать

«Многие говорят, что мирный процесс зашел в тупик. Однако я не согласен», — заявил Барак Обама в преддверии визита Биньямина Нетаниягу в Вашингтон. Несогласие президента вполне объяснимо — для каждой американской администрации со времен Клинтона ближневосточный конфликт — словно застрявший в зубах крепкий орешек, раскусить который они считают делом чести. Обама же, к несчастью для Израиля, не раз демонстрировал свое особое честолюбие в данном вопросе.

После обязательных мантр о «проверенной десятилетиями дружбе с Израилем» президент США без обиняков заявил, что «Израиль не может далее вести политику, в результате которой сотни тысяч палестинцев будут чувствовать себя бесправными и жить в бедности. Мечта о еврейском демократическом государстве не может быть воплощена в жизнь за счет оккупации». Добавив, что в рамках стратегии двух государств для двух народов Израилю придется «уйти в границы 1967 года» — формулировка, против которой горячо выступал Нетаниягу. Чтобы хоть как-то подсластить пилюлю, Обама одновременно осудил намерение палестинцев провозгласить независимость в одностороннем порядке в сентябре. При этом, складывается впечатление, что угрожая провозглашением независимости, в ПА рассчитали все достаточно грамотно. Требуя максимума (государства и немедленно) — лидеры автономии достигли возможного, в данном случае, определенной «палестинизации» официальной позиции Вашингтона. К тому же, если верить сообщению палестинской газеты «Аль манар», США и ЕС планируют в обмен на отказ палестинцев от затеи с провозглашением независимости существенно увеличить помощь автономии. Предлагают, так сказать, монетизировать проблему.

В свою очередь, комментируя речь главы Белого дома, Нетаниягу подчеркнул, что «Израиль ожидает услышать от президента Обамы подтверждение американских обязательств, данных Израилю в 2004 году». Речь идет, прежде всего, о том, что армию не вынудят отступить к границам 1967 года, которые невозможно защитить, и за которыми останется существенная часть населения страны; гарантиях существования Израиля как еврейского государства; абсорбции беженцев исключительно в пределах будущего палестинского государства и прочая, и прочая. Все это, действительно, было обещано Израилю. Но Бушем.   А  Обама — не Буш, и с этим придется считаться. Порядок приоритетов глава администрации расставил весьма четко: «Израиль должен понять, что его признание как еврейского государства должно начаться с лояльности в вопросе территорий». Предложив оставить проблему палестинских беженцев и вопрос Иерусалима «для последующего рассмотрения» (хотя возвращение в границы 1967 года автоматически предполагает и уход из Восточного Иерусалима, —  А .Ф.).

Сложность лишь в том, что откладывая эти досадные «мелочи» на потом, вряд ли можно достичь какого-то соглашения «здесь и сейчас». Не удивительно, что обозреватели The Wall Street Journal считают рекомендацию Обамы вернуться к границам 1967 года еще до урегулирования вопросов о статусе Иерусалима и палестинских беженцев «выталкиванием Израиля на более слабые стратегические позиции». Израиль и рад бы оставить до лучших времен обсуждение наиболее проблемных моментов будущего мирного договора. Но как это сделать, когда, например, один из лидеров ХАМАСа Махмуд аз-Захар, заявляет, что движение не намерено признавать Израиль, поскольку, внимание: «это отменит право наших будущих поколений на освобождение от ига оккупантов». Да что там, аз-Захар, если сам Махмуд Аббас подтверждает, что «реализация права на возвращение — это не некий пароль,  а  фактические действия. Палестина наша. Для тех, кто жил на севере, в центре или на юге, словом в любой части Палестины, — это родина». Конец цитаты. Жаль, не уточнил, север — это Акко и Хайфа?  А  центр — Яффо, Рамле и Лод?

После братания ФАТХа с ХАМАСом подобная патриотическая риторика даже со стороны умеренных соратников Аббаса, как минимум, радикализируется. Достаточно вспомнить, что в январе, еще не будучи связанными соглашениями с ХАМАСом, лидеры ПА принялись горячо опровергать обнародованные Al Jazeera 1 600 «слитых» внутренних документов, изображавших их слишком сговорчивыми по отношению к Израилю. Какому же имиджу непримиримых борцов за освобождение ВСЕЙ Палестины придется соответствовать им сегодня? Вероятно, понимая двусмысленность положения палестинского руководства, Шимон Перес предположил, что соглашение с Израилем может быть достигнуто только путем тайных переговоров. Не разъяснив, впрочем, сколь долго лидерам автономии удастся сохранить эту страшную тайну от своего народа. И готовы ли они вообще на это — после потрясшей весь Ближний Восток волны народных революций, смывшей и более стабильные режимы. Не лучше ли продолжать готовиться к сентябрьскому провозглашению независимости, тем более, что этот акт будет морально и материально поддержан «энтузиазмом миллионов», в том числе и в западном мире — и Дэвид Кэмерон и Николя Саркози дали понять Нетаниягу, что их страны поддержат создание палестинского государства в ООН, если до сентября не увидят прогресса на мирных переговорах.  А  уже после спича Обамы, прозванного Каирской речью-2, ближневосточный квартет (США, Россия, ЕС, ООН) опубликовал заявление, выразив «решительную поддержку» президенту США в его требовании возвращения еврейского государства в границы 1967 года.

Что это сулит Израилю? Ничего хорошего. Конечно, решение о провозглашении независимости Палестины (как и «совет» вернуться в пределы Зеленой черты) можно проигнорировать, как это было со множеством других резолюций ООН. И что дальше? Как отмечает экс-представитель Израиля в ООН Габриэла Шалев, репутация Израиля в мире уже сейчас находится на рекордно низкой отметке. По мнению министра обороны Эхуда Барака Иерусалим должен перехватить инициативу, представив палестинцам «смелый» план мирного урегулирования конфликта. В чем должна состоять эта «смелость», правда, не уточняется. В замораживании строительства на «территориях»? Но 10-месячный мораторий на это строительство не только не способствовал переговорному процессу, но и привел к новым палестинским требованиям. Поэтому шаг, на который большинство израильтян в общем-то готовы ради заключения прочного мира, сейчас представляется неуместным. Напротив, многие израильтяне отнюдь не крайне правых взглядов, поддержали бы сегодня аннексию части Иудеи и Самарии, видя в этом адекватный ответ провозглашению палестинской независимости. Есть и другой — классический — рецепт, озвученный, как и следовало ожидать, авторами редакционной колонки «Гаарец», предлагающий Израилю возглавить список стран, приветствующих создание палестинского государства,  а  если, цитирую: «израильские усилия не дадут немедленных результатов, сама демонстрация доброй воли позволит Израилю получить немалые дивиденды в глазах всего мира. Будут оценены его нравственная позиция и чистота помыслов». Комментарии, пожалуй, излишни...

Но если даже последовать призыву колумнистов «Гаарец» и «квартета» возобновить прямые двусторонние переговоры «без задержек и предварительных условий», то не ясно, сколь долго продлится перемирие между ФАТХом и ХАМАСом и будут ли признаны (и, главное, реализованы) достигнутые с Израилем договоренности ВСЕМИ палестинскими группировками. На днях, например, восемь фракций ООП заявили о бойкотировании выборов во временное правительство ПА — в знак протеста против договора о примирении ФАТХа и ХАМАСа. Боюсь, аплодисменты (если они последуют) чистоте израильских помыслов будут слабым утешением государству, отдавшего последний козырь в игре с партнером, который представляет непонятно кого.

И, главное, все произойдет абсолютно демократично, как и победа ХАМАСа в результате свободных выборов в Газе в 2007 году. Представитель Госдепа уже заявил, что Белый дом примет результаты будущих парламентских выборов на Западном берегу и в секторе Газа (которые должны состояться до мая следующего года) даже в том случае, если представители ХАМАСа войдут в будущее палестинское правительство. Ничего удивительного. Защиту прав и свобод человека президент Обама называет приоритетом США, который должен претворяться в конкретные дела. Соединенные Штаты больше не поддерживают авторитарные, хотя и прозападные режимы, — отмечает Washington Post. Разумеется, демократизм пассионариев, пришедших на смену умеренному Мубараку в Египте или Зин аль-Абидину Бен Али в Тунисе — из разряда несмешных анекдотов, но... воля народа превыше всего. Плохо лишь то, что Израиль становится заложником концепции, ни разу не доказавшей в этом регионе свою эффективность в сфере разрешения затяжных конфликтов.

Фантазии разбиваются о реальность Ближнего Востока. В этом, собственно, и пытался убедить Нетаниягу американского президента, отметив на последовавшей пресс-конференции, что разногласия в подходах к установлению мира сохраняются. Таким образом, свою позицию премьер-министр Израиля обозначил, вызвав мощную волну критики у себя на родине слева и умеренное одобрение справа. Израильский посол в США Майкл Орен очень доходчиво объяснил мотивы главы правительства: «Всегда было ясно, что границы 67 года — это палестинское условие, с которым мы не можем согласиться.  А  сейчас это вдруг стало американским условием.

Обама перевернул порядок вещей: сначала определил границы и лишь затем начал говорить об оборонных нуждах Израиля и о проблеме беженцев. Но немыслимо, чтобы мы отдавали территории, не зная, что получим взамен». Впрочем, это было сказано до выступления президента США на съезде американского произраильского лобби (AIPAC), где он пояснил, что под границами 1967 года понимается основа для переговоров,  а  не окончательная линия будущих государств, и границы будут учитывать демографические изменения, произошедшие за последние 44 года. «Я лишь сказал то, что все говорили тихо на протяжении последнего времени, начиная со времен Билла Клинтона», — отметил Барак Обама. В общем, понимай, как знаешь. Нетаниягу, уцепившись за эту оговорку, сделанную перед произраильски настроенной аудиторией, утверждает, что речь идет о сближении позиций, при этом высокопоставленный чиновник из администрации Обамы сообщил, что президент просто «передал одно и то же сообщение дважды».

Кроме того, решимость Обамы двигаться в указанном направлении, среди прочего, зависит от настроений в Конгрессе, республиканское большинство которого склонно поддерживать Нетаниягу. Ясно одно — Ближнему Востоку предстоит жаркое лето, за которое, по мнению мирового сообщества, должен сдвинуться с мертвой точки один из самых затяжных конфликтов XX века. Цель амбициозная и благородная. Вот только благими намерениями...

Александр Файнштейн
Вверх страницы

«Еврейский Обозреватель» - obozrevatel@jewukr.org
© 2001-2011 Еврейская Конфедерация Украины - www.jewukr.org