В июне нынешнего года мы будем вспоминать драматическую историческую дату — 70 лет со дня начала Великой Отечественной войны. И накануне этого события вышла в свет новая книга доктора исторических наук Феликса Левитаса «Вторая мировая: украинское измерение». Сегодня у нас в гостях автор этого интересного научного труда.
— До 1991 г . существовала огромная литература и киноэпопеи о событиях Великой Отечественной войны, — начал беседу Феликс Львович. — Казалось, уже все сказано, все написано. Но когда открылись архивы, историки пережили настоящий шок. Затрещала и рухнула советская конструкция изучения истории войны, которая строилась на строго заидеологизированных материалах и выводах. На множество тем вообще было наложено табу, например, о Холокосте или советско-германской тайной дипломатии. Центральное место занимала только героика войны. Но общество интересовали и другие вопросы. Почему, например, трагическим оказался начальный период войны, особенно 1941-1942 гг.
— Что вам удалось здесь переосмыслить и переоценить?
— При всем уважении к написанному моими предшественниками, не могу согласиться со старым тезисом о внезапном вероломном, без объявления войны нападении гитлеровской Германии на Советский Союз. О том, что военная Катастрофа начального периода войны объясняется значительным перевесом сил агрессора и его союзников, которые поставили себе на службу экономический потенциал завоеванной Европы. 22 июня в 4 часа утра министр иностранных дел Германии фон Риббентроп прибыл в Советское посольство в Берлине и вручил ноту о начале военных действий. То же самое сделал и немецкий посол в Москве граф Шуленбург, когда передал германскую ноту наркому Вячеславу Молотову, который в это время находился в Кремле. Говорить о внезапности вообще не приходится. До нападения на СССР гитлеровская армия захватила 12 стран Европы, мотивируя это своими жизненными интересами. Никакими политическими или правовыми вопросами нацисты себя не обременяли. Накануне подписания пакта 23 августа 1939 г . Гитлер заявил Риббентропу, который улетал в Москву: «Будет или не будет заключен советско-германский договор, Советский Союз будет уничтожен». Чтобы обелить авторитарный режим, сталинские пропагандисты «раскрутили» тему о внезапности нападения нацистов, скрывая подлинные причины трагедии 1941 г . В первом издании мемуаров Г .К.Жукова «Воспоминания и размышления» прославленный полководец пишет о том, что весной 1941 г . советской разведке удалось добыть материалы о плане «Барбаросса» и высшее партийное и государственное руководство страны знало о планах нацистов (1969 г .). А вот во втором издании (1974 г .) «Воспоминаний и размышлений» Георгий Константинович уже утверждает, что в послевоенные годы ходили слухи о том, что советской стороне был известен план «Барбаросса», но это ни как не соответствует действительности.
— Чем вы можете объяснить разночтение одного и того же произведения?
— Идеологической цензурой, которая распространилась и на полководцев, поворотом в стране в середине 70-х к неосталинским традициям, когда Сталин «должен был», как это не смешно, советоваться с полковником Л.Брежневым, который в это время воевал на Малой Земле.
— Так что же получается, что тексты военных мемуаров не всегда соответствуют действительности?
— Военные мемуары тем и бесценны, что их писали непосредственные участники событий. Но в условиях командно-административной системы даже уважаемые люди вынуждены были если и не писать под диктовку, то во всяком случае считаться с той общественно-политической коньюктурой, которая была в стране. Практически все военные мемуары субъективны. И это естественно. Их писали люди со своими взглядами, симпатиями и антипатиями. Вот, например, вернемся к мемуарам Жукова. После войны маршал попал в опалу к Сталину и тот отправил его подальше от Москвы в Одесский военный округ. И вчерашний герой битвы за Москву, Сталинград и Курск вынужден был на юге Украины бороться с криминалитетом или попросту дал приказ отстреливать «бандитов». Это унижение он не простил Кремлевскому диктатору. И в мемуарах полководца мы с удивлением читаем о том, что когда немецкие самолеты бомбили советские города и села, Сталин мирно спал на даче. И был разбужен звонком Жукова. Хотя по другим источникам, все военное и политическое руководство страны утро 22 июня 1941 года встретило в Кремле.
— Что представлял из себя план «Барбаросса»?
— От начала своего рождения и до краха план «Барбаросса» был авантюрой Гитлера и его генералов. Как свидетельствуют немецкие документы, нацистская верхушка действительно считала СССР «колоссом на глиняных ногах». Одна из лучших внешних разведок того времени «Абвер» не сумела выявить степень готовности и военно-экономический потенциал страны, который был создан за годы первых пятилеток. Германия и ее союзники вместе взятые не имели таких стратегических ресурсов, которые имел СССР. Нацисты даже не учитывали географического фактора: немецкая армия вторжения просто могла раствориться на необъятных просторах от Карпат до Сибири. Необходимо учесть то обстоятельство, что накануне войны Красная Армия в 1,5 раза превосходила вермахт и его союзников в живой силе, почти в 2 раза в артиллерии и минометах, более чем в 2,5 раза в авиации, и более 4-х раз в бронетехнике.
— Тогда почему произошла трагедия 1941 года?
— Во-первых, сталинские чистки 30-х годов уничтожили цвет Красной Армии. Его лучшие боевые офицерские кадры, которые в свое время готовил Л.Троцкий, М.Фрунзе, М.Тухачевский и другие. Более 40 тысяч офицеров высших рангов были незаконно репрессированы. Из 24 командиров дивизий Киевского военного округа накануне войны было репрессировано... 24. В предвоенные годы старые и вновь открытые военные училища подготовили десятки тысяч новых командиров. Но уровень их готовности не соответствовал ведению войны в современных условиях. Некомплект младших и средних офицеров в Западных военных округах составил не менее 30%. Головокружительную карьеру делали высшие военные начальники. Так, Герой Советского Союза, комдив М.П.Кирпонос за полгода из командира дивизии стал командующим Киевского Военного Округа. Несмотря на большое личное мужество, он в сложной боевой обстановке не раз терялся, принимая неверные решения, которые вели к гибели сотен тысяч людей и боевой техники, а в конечном счете привели к окружению и гибели в сентябре 1941 г . войск Юго-Западного фронта. В течение 5 дней 19-24 сентября пять боеспособных советских армий капитулировали перед немцами. Напомню, что окруженная в районе Сталинграда 6 немецкая армия Паульса продержалась в условиях суровой зимы, блокады и постоянного огневого удара с конца ноября 1942 г . по начало февраля 1943 г . Сталинские репрессии не только качественно ухудшили офицерский состав, а и дезорганизовали управление войсками. Шесть советских механизированных танковых корпусов, находившихся на Украине, вступали в бой в июне 1941 г ., не имея запасов снарядов, исчерпав за 200-400 км похода свой моторесурс, при огромном дефиците горюче-смазочных материалов. Двойное подчинение корпусов (штаб фронта — штаб армии) привело к тому, что командиры танковых подразделений получали различные приказы, часто противоречащие друг другу, поэтому не могли выполнить боевую задачу и несли огромные потери в технике. Могучие советские танки Т-34 и КВ, которые вступили в бой в первые дни войны, шокировали даже тех нацистских генералов, которые имели значительный боевой опыт. Но без горючего и снарядов они уж никак не могли быть опасны врагу.
— А почему не было боезапасов?
— Все это, к сожалению, было в районе Житомира и Новоград-Волынского. Но к началу боевых действий на складах просто не оказалось в необходимом количестве тары, чтобы снаряды и топливо доставить в войска. Преступная халатность привела к тому, что стрелковые части отстали от мехкорпусов и вступили в бой с опозданием, не имея не только достаточного количества боезапасов, но и котелков, ложек, даже портянок. В июне 1941 г . советские войска не только могли остановить врага, но и разгромить его. Одной из важнейших причин неудач в крупнейшей танковой битве Второй мировой войны — Ровно-Броды — это потеря управления войсками. Авиация не поддержала могучий танковый контрудар советских войск, потому что выполняла приказ — прикрывать города. Это позволило люфтваффе с воздуха уничтожить множество советских боевых машин прямо на марше.
— Как вы относитесь к произведениям В.Суворова, в которых он утверждает, что СССР готовился напасть на Германию и поэтому Гитлер принял решение о начале войны и опередил И.Сталина? Кстати, и сегодня произведения В.Суворова рекламируют некоторые украинские телеканалы.
— Мне очень жаль, что ознакомлением общественности с творчеством В.Суворова-Резуна занимается передача Д.Гордона. Книги Суворова о войне по духу относятся к периоду «холодной войны» и вообще мало что имеют общего с исторической правдой. Ни один исторический источник: советский, немецкий или другой зарубежный не утверждает, что СССР намеревался в 1941 г . напасть на Германию. Накануне войны Сталин «умиротворял» Гитлера. Часто это доходило до открытого унижения. Кстати, именно нацисты оправдывали свое вторжение: Гитлер только опередил Сталина. Эту версию придумал сам фюрер. В ночь на 22 июня 1941 г . Гитлер, как свидетельствует его адъютант, писал свое обращение к нации до 5 утра, потом поспал до 9 утра и в 10.00 объявил миру о начале войны с СССР, объясняя это необходимостью оградить агрессию с Востока.
— В вашей новой книге присутствует еврейская тема?
— Еврейский народ внес свой вклад в победу над нацизмом. Евреи сражались с гитлеровцами там, где застала их война: в рядах Советской Армии, партизанских отрядах, Украинской Повстанческой Армии. Эти страницы истории стало возможным написать только в независимом украинском государстве. Долгие десятилетия тоталитарной системы привели к тому, что в общественных науках культивировалась ложь, что по-большому счету евреев на фронте никто не видел. Сама жизнь и публикации 90-х годов опровергли эту точку зрения. Настоящий научный подвиг в свое время совершил историк Стер Елисаветский, изучавший участие евреев в партизанском движении на территории Украины. В 1946 г . Академия наук Украины подготовила специальную справку о национальном составе партизан Украины. По подсчетам членов комиссии истории Великой Отечественной войны евреи-партизаны составляли 1,2% партизан Украины, т.е. 1078 человек. Скрупулезно изучая списки участников повстанческого движения, их боевые листки и характеристики, Елисаветский подготовил другой список, где реальное количество евреев-партизан вдвое превышало предыдущие данные. Отдельные страницы книги посвящены бесстрашной киевской подпольщице Татьяне Маркус. Юная еврейская девушка лично уничтожила десятки гитлеровцев и их пособников, доставала и передавала руководителям киевского подполья бесценные штабные документы Вермахта. О группе В.Кудряшова, погибшей мученической смертью в гестапо, заговорили только в 1961 г ., т.е. через 20 лет после начала войны. В этот же год увидела свет и медаль «За оборону Киева». Но понадобится еще более 40 лет, чтобы герои киевского подполья были увековечены заслуженными наградами. Не случайно возле Бабьего Яра установлен памятник Герою Украины — Татьяне Иосифовне Маркус. На этом месте она закончила свой земной путь.
— Какой вам видится проблема национального примирения?
— Сегодня битва за историю Великой Отечественной войны продолжается. Но победителей в ней не будет. Тот, кто по-настоящему любит свою страну, стремится к национальному миру и взаимопониманию. Необходимо наконец-то осознать, что сегодняшнее украинское государство — многонационально. Это конгломерат историй, религий, традиций, культур. Среди самих этнических украинцев существует различная региональная и коллективная память. Никто никогда не сумеет ее перечеркнуть или переписать. Но это все-таки уже была история, часто замешанная на крови. Очень точно по этому поводу написала Лина Костенко: «В украинцев история всегда стреляла дуплетом, один дед погиб под Сталинградом, другой — на Колыме». Нельзя трагические страницы прошлого переложить на нынешнюю страну и на новое европейское поколение граждан Украины. В преддверии 70-летия даты начала минувшей войны, мы склоняем головы перед солдатским подвигом наших отцов, без которого нынешняя независимая Украины была бы невозможна.
— В каждой вашей новой работе на военную тематику чувствуются личностные мотивы.
— С детских лет 9 мая — мой любимый праздник. В нашей семье это была вечная, нескончаемая тема. Накануне войны у бабушки в рамке на окне стояла вырезка из газеты «Правда». Сталин и Риббентроп после подписания пакта обмениваются рукопожатиями, поздравление к 60-летию Сталина от Гитлера и других нацистских руководителей. 22 июня 1941 г . их выбросили в мусорник. Помню рассказ тети Брони, жены командира. Как она бежала с маленькой дочкой из Львова в санитарной машине. Еще до прихода нацистов местные прислужники фашистов охотились за машинами с красным крестом и расстреливали с крыш и подворотен забинтованных бойцов и молоденьких медсестричек. В книге памяти киевлян большинство моих близких и дальних родственников, погибших на фронтах войны. Моей старшей сестре исполнился 1 год — 19 сентября 1941 г . Шел 90-й день войны. Фашистские палачи ворвались в Киев. И все что осталось в памяти от сестры — это несколько детских фотографий и стих, подаренный кем-то из друзей родителей.
Светюля! В день рождения
Горячий шлем привет.
Пламенные поздравления
И пожеланье долгих лет.
Цвети, родная наша Света,
Учись, борись и побеждай,
Живи на радость маме, папе, свету.
Ему все качества отдай!
Кругом сейчас идет война
На фронте папка твой
Его увидишь скоро ты, дитя,
Когда приедем мы домой.
Недолог час, когда войска
Сотрут фашистского тирана
Вернемся в Киев мы тогда
И будет — ликованье.
Фима, Поля 22.09.1941 г .
...Эти стихи были написаны за семь дней до начала расстрелов в Бабьем Яру...
Беседовал Игорь САНДЛЕР. Специально для «Еврейского Обозревателя».
|