«Еврейский Обозреватель»
ГЛАВНАЯ
2/222
Июнь 2011
5771 Сиван

Авигдор Либерман: «Израиль всегда готов   к  миру!»

На главную страницу Распечатать

В тот день, когда я расшифровывал это интервью, вице-премьер, министр иностранных дел Израиля Авигдор Либерман находился в Париже, принимал участие в торжественном заседании, посвященном 50-летию со дня основания OECD — Всеевропейской Организации экономического сотрудничества и развития. В этом году на праздничное мероприятие собрались главы правительств и министры иностранных дел стран-участниц.

Кстати, нелишне напомнить, что в этот престижный, как его иногда называют, «европейский клуб» входят всего тридцать стран; и Израиль вошел туда недавно, во многом благодаря активной деятельности своего внешнеполитического ведомства, возглавляемого Авигдором Либерманом.

Незадолго до упоминавшегося юбилейного заседания OECD министр иностранных дел Израиля встретился в Париже со своим французским коллегой Аленом Жюппе. Во время встречи они обсудили тему переговоров между Израилем и палестинцами. Авигдор Либерман заявил, что не существует альтернативы прямым переговорам между сторонами, и главный вопрос — это вопрос безопасности Израиля, без решения коего прогресс на переговорах невозможен. И добавил, что окончательная демаркация границ по завершении переговоров должна быть проведена в соответствии с демографической реальностью, а границы 67-го года и нынешняя демографическая реальность никоим образом не совпадают.

Собственно говоря, с вопроса о мирном процессе, об отношениях с палестинцами и началась наша эксклюзивная беседа для «Еврейского обозревателя» с Авигдором Либерманом.

— Господин Либерман, если бы Вас попросили сформулировать в самой сжатой форме Ваше кредо, касающееся договора между израильской и палестинской стороной, что бы Вы сказали?

— Любой договор должен включать в себя четкую и недвусмысленную декларацию об окончании конфликта и полном отказе от претензий — в противном случае заключение соглашения невозможно.

— Если предположить чисто гипотетически, что палестинцы согласятся с Вашей формулировкой, есть ли вопрос, который Израиль не готов обсуждать ни при каком раскладе?

— Безусловно. Это вопрос о возвращении палестинских беженцев. Более того, я считаю, что каждый, кто говорит о возвращении палестинских беженцев, сознательно или неосознанно имеет в виду ликвидацию Государства Израиль. Мы не примем ни одного беженца!

— Известны требования  к  обеим сторонам в конфликте, выдвинутые так называемым Квартетом международных посредников по ближневосточному урегулированию, то есть, США, ЕС, Россией и ООН. Эти требования включают отказ от террора и признание государства Израиль...

— С заключением четвертого мая в Каире соглашения о межпалестинском примирении эти условия должны быть выполнены не только ФАТХом, но и ХАМАСом. Кстати, хотел бы в этой связи отметить, что не Израиль придумал эти требования — они отражают консенсус международного сообщества по ключевым аспектам ближневосточного урегулирования.

— Соглашение о внутрипалестинском урегулировании вызывает определенные сомнения, не так ли? Или ХАМАС все-таки «сменил гнев на милость»?

— На данный момент ХАМАС по-прежнему остается террористической организацией и по-прежнему верен себе. Посмотрите, с какой страстью хамасовцы и их единомышленники оплакивали смерть лидера «Аль-Каиды» Усамы бин Ладена, называли его «воином Аллаха» и «мужественным муджахеддином», который должен «покоиться в мире».

— Сразу после подписания соглашения в Каире некоторые западные страны, а также и США в лице Хиллари Клинтон — заявили, что готовы сотрудничать с будущим правительством Палестинской автономии. Что намерен в этом плане предпринять руководимый Вами МИД?

— Наша позиция проста, она соответствует знаменитому правилу: спасение утопающих — дело рук самих утопающих. В критической ситуации мы можем рассчитывать только на самих себя. Что же касается сегодняшнего подхода мирового сообщества  к  нашим отношениям с палестинцами, то он предельно ясен — все ждут, кто же первый моргнет? Для Запада не имеет значения, за чей счет будет достигнут искомый результат, все и так уверены, что проблема будет решена за счет Израиля. Нам это не впервой, но я «моргать» не собираюсь.

— Подтверждает ли заявление госпожи Клинтон, что действительно в отношениях между правительствами Америки и Израиля существуют серьезные разногласия?

— Не нужно любые разногласия тут же превращать в драму. Подобные разногласия часто бывали раньше, есть и будут. И никто этого не скрывает. Однако у нас гораздо больше общего с Соединенными Штатами, нежели противоречий. Последний визит Нетаниягу и речь его перед Конгрессом — яркое тому доказательство.

— Что Вы думаете, господин министр, по поводу недавнего предложения Махмуда Аббаса о возможном возвращении за стол переговоров и отзыве запроса о признании палестинского государства на Генеральной Ассамблее ООН, если Израиль заморозит строительство в поселениях?

— Это интересно и очень странно. Когда израильское правительство в одностороннем порядке приняло решение о замораживании строительства, палестинцы целиком и полностью отвергли предложение о переговорах. Еще раз повторю: мы готовы немедленно начать переговоры без предварительных условий. Но не пойдем на новое замораживание строительства в Иерусалиме, или в Иудее и Самарии. Ни на три месяца, ни на три дня, ни на три часа!

— Почему, на Ваш взгляд, переговоры не сдвигаются с места, все, как говорится, крутится вокруг да около?

— Палестинская сторона постоянно ищет оправданий своим попыткам уклониться от сколько-либо значимых переговоров, способных привести  к  серьезным решениям. Наши соседи уверены в поддержке международным сообществом любых своих действий и считают, что могут получить в любом случае больше, чем Израиль.

— Израиль готов  к  миру, господин министр?

— Мы готовы  к  миру, и всегда были  к  нему готовы, но для мира нужны двое: мы и противоположная сторона. Увы, палестинцы демонстрируют полное отсутствие готовности идти на компромисс. Поэтому сегодня основная задача — сосредоточиться на обеспечении безопасности нашего государства.

— Судя по всему, Вы не особо уповаете на международное сообщество?

— Недавно Европейский союз призвал Израиль продолжить перечисление налоговых сборов палестинской администрации, несмотря на примирение ФАТХа и ХАМАСа. Вырисовывается странная картина: с точки зрения европейцев, мы должны продолжать финансировать убийства собственных граждан, финансировать палестинский террор и правительство ХАМАСа. И вообще порою кажется, что в контексте арабо-израильского конфликта Евросоюз ведет себя так же, как вели европейские державы в отношении нацистской Германии в канун Второй мировой войны. Мне интересно было бы посмотреть на реакцию европейских стран, если бы более двенадцати тысяч ракет и минометных снарядов упали бы на города на юге Франции, Англии или Италии. А нулевая реакция мирового сообщества на кровавые подавления антиправительственных выступлений в Сирии, разгул диктатуры в Иране?! И в то же время готовность постоянно вмешиваться в события, происходящие в Ливии...

— Господин Либерман, судя по всему, в Иерусалиме весьма встревожены возможным голосованием за создание палестинского государства на сентябрьской Генеральной ассамблее ООН...

Основой для постановления о создании подобного образования должно служить решение Совбеза ООН, и, скорее всего, оно не будет принято. По опыту мы знаем, что решение Генассамблеи, где принимают участие пятьдесят семь представителей мусульманских государств, принимается автоматическим большинством против Израиля. Что сказать по этому поводу? Когда нас систематически осуждают государства типа Ирана, Северной Кореи, Сирии или Венесуэлы, то это неудивительно, и я не стал бы излишне драматизировать ситуацию. Да, будет для нас некий неприятный момент, но драмы особой я не вижу. Мы должны думать о собственных шагах. А у нас, поверьте, арсенал возможных действий более чем достаточен.

— Что Вы имеете ввиду?

— Автономия существует за счет наших водных и энергетических ресурсов.

— Как говорится, «намек понят»... Скажите, господин министр, можно ли говорить о каких-либо последствиях для Израиля ликвидации бин Ладена?

— «Аль-Каида» разбросана по всему миру. Ее подразделения не ждут поводов и приглашений. Недавний взрыв в Марракеше, когда погибли люди, среди которых оказалось двое евреев — красноречивая иллюстрация  к  сказанному. Все террористические организации связаны между собой, как сообщающиеся сосуды. Потому борьбу с террором надо вести по всей планете!

— Господин Либерман, напоследок вопрос, не касающийся ближневосточного конфликта, но без этого вопроса наше интервью для «Еврейского обозревателя» было бы неполным. Мне бы хотелось услышать от Вас несколько слов по поводу взаимоотношений между Израилем и Украиной...

— С удовлетворением констатирую, что отношения между нашими странами находятся на очень высоком уровне и постоянно развиваются. Это касается также сотрудничества в экономической сфере, а отмена визового режима является показателем качества и уровня отношений. Более того, я как глава МИДа хочу выразить особую признательность Украине за поддержку, оказываемую Израилю при голосованиях на международных форумах.

— Каковы перспективы двусторонних отношений?

— Отмена виз создает режим наибольшего благоприятствования для инвесторов. Кроме того, я предложил украинской стороне заключить договор о сотрудничестве между странами в чрезвычайных ситуациях: цепь природных катаклизмов, которые наблюдались в последнее время, напоминает, что крайне важно наладить тесное взаимодействие в данной сфере. Кстати, во время недавней встречи с премьер-министром Украины Николаем Азаровым был поднят вопрос создания зоны свободной торговли между Израилем и Украиной, которая может стать серьезным фактором экономического расцвета. Что еще? Необходимо увеличить количество авиарейсов между нашими странами, чтобы можно было регулярно летать в Израиль не только из Киева, но и из других городов, и ввести дополнительные чартерные рейсы в Эйлат.

— В этом году отмечается 70-летие трагедии Бабьего Яра...

— Израиль благодарен правительству Украины за то, что оно придает большое значение этой теме.

Благодарю Вас за интервью и разрешите пожелать Вам успехов на нелегком дипломатическом поприще!

Вел интервью Лев ЗИСКИНД.
Специально для «Еврейского обозревателя.
Вверх страницы

«Еврейский Обозреватель» - obozrevatel@jewukr.org
© 2001-2011 Еврейская Конфедерация Украины - www.jewukr.org