«Еврейский Обозреватель»
АНТИСЕМИТИЗМ
2/45
Январь 2003
5763 Шват

  А  СУДЬИ КТО?

АЛЕКСАНДР НАЙМАН

На главную страницу Распечатать

Продолжается процесс вербовки сторонников и, особенно интенсивно, противников строительства Центра «Наследие» в районе Бабьего Яра. Хорошо воспитанные люди, не утруждающие себя сбором информации по данному проекту, как правило, поддерживают тех, кто к ним обратился.

Так нагромождаются интервью и подписи «за» и «против» строительства Центра. При этом попутно высказываются мысли по «еврейскому вопросу», которые заслуживают особого внимания. Ведь высказываются не обычные прохожие,  а  те, кто влияет на формирование общественного мнения. Так, например, председатель киевской организации Союза писателей Украины Леонид Череватенко не может гарантировать, что протесты общественности против «Наследия» ограничатся «суто мирными мерами... Не нужно разжигать опасные страсти. Не нужно лишний раз рисковать» («Літературна Україна», 12 декабря 2002 года). Писатель знает, что говорит. Ведь со времени поджога дверей квартиры поэта Абрама Кацнельсона подобные акции традиционно проходят безнаказанно.

К поджогам добавляется вандализм на еврейских кладбищах, забрасывание камнями синагог и т.п. Растет число антисемитских публикаций,  а  их авторы щеголяют академическими званиями. И юдофобское слово трансформируется в погромное дело.

 А  тем временем писатель, литературовед и политолог Мыкола Рябчук утверждает, что «подозрения относительно особого антисемитизма во Львове или вообще в Украине ничем не подтверждены» («День», 13 декабря 2002 года). Не объяснил уважаемый политолог, что имеет в виду под понятием «особый антисемитизм» и входят ли в него безнаказанные поджоги дверей активистов еврейских организаций. Какой, с его точки зрения, является юдофобия Организации идеалистов Украины, которая регулярно проводят нацистские акции в центре Львова? Газета «Идеалист», многократно выходившая под лозунгом «Принимаем закон о депортации жидов с Украины!», тоже, вероятно, обычное явление и особым, с точки зрения М.Рябчука, не является. Если к вышеизложенному добавить массивный том неонацистских статей газеты «За вільну Україну», изданный во Львове под названием «Кого выбирает Господь?» к 10-летию независимости Украины, то можно представить себе тот уровень антисемитизма, который литературовед-политолог считает не особым,  а , вероятно, совершенно обыкновенным и нормальным для Украины.

«Никакая статистика, ни один опрос, ни одно исследование психологов, этнологов, — продолжает М.Рябчук, — не указывает на то, что существует высокий уровень ксенофобии в Киеве или во Львове». Снова автор приведенной цитаты не объясняет, какой уровень ксенофобии он считает высоким или низким. Между тем, по данным Института социологии НАН Украины, где проводились исследования уровней толерантности (и ксенофобии) с 1996 г., лишь от 11 до 14% опрошенных готовы допустить евреев в качестве членов своих семей. Иначе говоря, лишь 11–14 человек из ста согласны, чтобы член их семьи вступил в брак с евреем или еврейкой. В то же время, от 5 до 8% желали бы вообще не допускать евреев в Украину («Моя Родина», 13 декабря 2001 года).

Сегодня активное противодействие шовинизму скорее исключение, чем правило, и социологи отмечают неуклонный рост уровня ксенофобии в Украине. По всей вероятности, это в значительной степени происходит под влиянием публикаций журнала «Персонал», юдофобских статей в «Сільських вістях» и некоторых других изданиях.

Так, профессор В.Яременко утверждает, что евреи — «так называемое национальное меньшинство отличается чрезвычайной агрессивностью, что представляет огромную угрозу национальной безопасности Украины», и требует принятия «законов, которые контролировали бы и регламентировали деятельность еврейских организаций в Украине» («Сільські вісті», 15 ноября 2002 года). Подобные законы уже были приняты немецкими нацистами в 1935 году и получили название Нюрнбергских. Нацистская литература, которая все больше захватывает прилавки книжных магазинов, выпускается не только киевским издательством «Орияны», но также во Львове, Харькове, Чернигове и других городах.

Все это создает новые очаги межнациональной напряженности. Стоит ли после этого удивляться, что тернопольское отделение партии «Собор» предложило запретить празднование Хануки, что якобы могло спровоцировать обострение межнациональных отношений в городе (ВЕК, № 48, 2002 год). Но ведь нацистскую литературу читают не только в Тернополе. Ее воздействие скоро может аналогичным образом проявиться и в других городах,  а  также селах, поскольку публикации «Сільських вістей» предназначены преимущественно для работников сельского хозяйства.

Нацистские публикации и прочие проявления возможны лишь в условиях попустительства, когда констатацию антисемитских проявлений называют «высосанными из пальца пропагандистскими лозунгами» (М.Рябчук).

Уже сложилась категория деятелей, которые, сами не выступая против антисемитизма, всегда готовы объяснить, почему это не нужно делать. Эти же лица, не смущаясь того, что они ни в коей мере не принадлежат к специалистам, определяющим возможность и правомерность строительства чего-либо в любом месте, бросаются в бой за или против Центра «Наследие». Будучи вполне толерантными к тем, кто разбил памятный камень, установленный в Бабьем Яру Президентом Израиля, и совершает другие акты вандализма, эти «бойцы» не могут молчать, когда речь идет о многомиллионном проекте. И это, совершенно очевидно, только на руку недругам евреев.

Вверх страницы

«Еврейский Обозреватель» - obozrevatel@jewukr.org
© 2001-2003 Еврейская Конфедерация Украины - www.jewukr.org