В Москве, в Институте изучения иудаизма, прошли фотовыставка «Образы традиции» и персональная экспозиция израильского фотохудожника Натана Брусовани.
Фотоработы Давида Идана, Марка Дашейна, Евгения Зильбера, Юрия Розенфельда и других мастеров в сочетании с техникой коллажа и компьютерной обработкой дают оригинальное видение еврейского мира. Гористые и пустынные библейские пейзажи, тфилин и талиты, бокалы для кидуша, свечи в серебряных подсвечниках, свитки Торы... Буквально ощущаешь, как за каждым предметом стоит жизнь человека, еврейская жизнь, а всё вместе — это красота и величие веры народа Израиля.
Натан Брусовани — художник совершенно иного характера, хотя его фотографии не менее символичны... На выставке представлены его работы и восьмидесятых годов, сделанные еще в СССР, и израильского периода. Но если у остальных фотохудожников практически отсутствуют изображения людей, то фотографии Брусовани «оживают», потому что главную роль в них играет человек. Танец, еврейские женщины, мужчины в традиционной одежде, лица, снятые крупным планом... Оригинальна и глубока его идея, нашедшая воплощение во многих работах: на человеческих фигурах начинают проступать еврейские буквы.
Фотографии «Несуществующая свадьба», «Его ктуба — советский паспорт», портрет пожилой женщины с надписью «Всю жизнь она прожила в России», человек, буквально закутанный в ивритские буквы, «Одетый в несмываемые знаки родного языка», — все это зримые свидетельства незавидных еврейских судеб в России и вообще в изгнании. Тема израильского периода в творчестве Натана Брусовани — возвращение народа к своей традиции: прохожий, целующий мезузу; талит, словно выплывающий из моря...
Как отметил раввин Адин Штейнзальц, посетивший вернисаж, фотографии прекрасно дают понять, « в какой Земле Израиля живет этот человек... и изображает ли мастер просто субботние подсвечники, которые могли бы послужить рекламой производящей их компании, или его работы — это произведения, передающие дух еврейства».
|