Недавно прошел Всемирный день еврейского знания. Если говорить о нем, выходя за рамки одного Дня, то уже на стадии подготовки к нему возникали мысли о последующих Днях, Месяцах, Годах еврейских знаний. Мысли о том, как этими знаниями пользоваться не только раз в году. Возникли мысли и о тех, для кого мы проводим этот День, равно, как и другие образовательные программы. О том, как люди ощущают свой еврейский статус.
Процесс самоидентификации связан со многими сложностями, кроме затруднений в произношении этого термина. Самые большие трудности вызывает определение человеком своего места в национальном многообразии окружающего мира, особенно, если этим местом является еврейский народ. Любой выбор свободного человека имеет право на существование. Но почему такое множество "осторожных" форм национального выбора присутствует и сегодня именно в еврейской среде. Ведь нет инквизиции, нет государственного антисемитизма, соседи не выдадут полицаям.
Так почему все то, что следует считать ответственностью перед своим родом, духовной цепочкой, связывающей поколения, не проявляется сегодня в должных для таких высоких понятий формах и масштабах?
А с другой стороны, почему это должно проявляться у людей, выросших вне рамок еврейской традиции, воспитывающихся в среде, где еврейская тема вообще не присутствует? В такой ситуации восполнять отсутствие еврейского самосознания, приобщать к духовным ценностям обязаны многочисленные еврейские организации, в которых периодически появляются эти люди. Можно по-разному оценивать вклад упомянутых организаций в национальное воспитание евреев. Но главную оценку дает время, и оценка эта нынче далеко не высшая.
К сожалению, значительная часть ев
реев приходит в общинные организации по приглашению - на мероприятия, на интересные занятия, для получения благотворительной помощи, для отдыха в оздоровительном лагере. Так сформировалась новая, многочисленная составляющая членов общины - "евреи по вызову", реализующие свою национальную принадлежность появлением в еврейских организациях по телефонному звонку.
Но вернемся к Всемирному дню еврейского знания. Того самого знания, дефицит которого столь ощутим в сегодняшнем еврейском мире. Это очень значимое и важное событие. Редко выдается подобная возможность почувствовать себя частью нашего народа, ощутить гордость за такую принадлежность. Это, наверное, самая эмоциональная составляющая Дня еврейского знания. Но что еще, кроме эмоций, связанных с подобным единением, дал этот День? А дал он важное напоминание о том, что мы народ Книги. Точнее, народ обсуждения Книги, ее смысла, переданного нам в текстах. Дал он и постановку еще одного вопроса: что мы можем обсуждать на своих местных "еврейских пространствах".
Увы, не Талмуд. Ибо для этого нужно хотя бы его прочитать. И если не в первоисточнике и не в переводе рава Штейнзальца, который не скоро доберется до нас на украинском языке, то хотя бы в русском переводе Переферковича. Но если все-таки обратиться к изучению Талмуда, то начинать нужно с Торы. И наших форм занятий, часто носящих характер повторения год за годом содержания ее глав и их комментариев, недостаточно.
На прошлогодней конференции Всемирной конфедерации общинных центров на эту тему высказался Авраам Инфельд. Он говорил, что поначалу не мог понять, почему Б-г дал Моше на Синае Устную Тору, а не записал ее. Но, наверное, Он хотел дать именно Устную Тору. Мы же превратили ее в письменную. Сегодня, продолжал он, в некоторых современных общинных центрах Тора вновь становится устной. Тору должны слышать. Проживая чужие воспоминания, мы не творим, а поглощаем. Повторяя чужие слова, мы не создаем, а усваиваем. "Я хочу облегчить создание НОВОГО знания", - говорил он.
Это новое знание, в чем некоторые из нас имеют счастье убедиться на различных семинарах, можно и нужно получать на занятиях Бейт-Мидраша - далеко не новых, но не развитых у нас формах получения еврейских знаний, познания текстов. В наших еврейских организациях они не стали программными, постоянными. А ведь именно еврейские тексты в их живой интерпретации могут и должны быть в основе обучения иудаизму, в основе познания глубин вечных сюжетов. Эта форма занятий несет в себе еще одну из важнейших задач - развитие памяти, которая должна соединить историю одного человека с историей всего еврейского народа. "Какая разница, был я на Синае или нет? Я это помню", - этими словами Авраам Инфельд призвал еврейские общинные центры разбудить еврейскую память, которая должна передаваться, как преемственность всего народа.
И если принять эту мысль определяющей путь еврейского неформального образования, то нужно перейти к конкретным формам ее воплощения - Бейт-Мидрашам. Эта форма занятий сложна в двух своих составляющих: в нехватке тонких знатоков Торы и в отсутствии среди них достаточного количества ярких, харизматических личностей.
Но в работе этой программы присутствует и третья сложность - сами слушатели, точнее участники, ведь речь идет об интерактивной форме обучения. Их привлечение к нашим занятиям - еще одна существенная проблема. В условиях любого города нам приходится быть конкурентоспособными на фоне множества обучающих и развлекающих организаций и клубов. Среди привлекательного ряда разработанных нами форм занятий важно найти таковые и для еврейских занятий. Включением в наши программы Бейт-Мидраша мы восполним нехватку этих привлекательных форм.
А если эта программа сможет привлечь к себе еще и яркими личностями-ведущими, то затеплится надежда на то, что умножится число евреев, ощущающих личную историческую связь со своим народом, знающих тексты не по второисточникам; евреев, гордящихся своим происхождением. И появляющиеся в наших стенах люди станут ощущать себя в них не приглашенными, а живущими еврейской жизнью в кругу единомышленников.
Остается лишь быть услышанным и понятыми теми, в чьих руках организационные, кадровые и бюджетные возможности для воплощения этих ожиданий. И тогда гораздо больше людей будет приходить к нам по зову сердца, а не по зову руководителей программ, как это делают многие участники современной еврейской жизни, оставаясь в роли "евреев по вызову".
Михаил Гольденберг, председатель Николаевской областной еврейской общины
|