«Еврейский Обозреватель»
ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ
18/61
Сентябрь 2003
5763 Элул

ХРИСТИАНСКИЙ СИОНИЗМ - ЛУЧШЕЕ ОРУЖИЕ ИЗРАИЛЯ?

ДЭНИЭЛЬ ПАЙПС

На главную страницу Распечатать

... Если не считать Армию обороны Израиля, христианские сионисты Америки могут оказаться решающим стратегическим резервом еврейского государства.

Жители Ближнего Востока были несказанно удивлены в начале 1994 года, когда некоторые ведущие американские политики, включая сенатора Джесси Хелмса, республиканца от штата Северная Каролина, и члена Палаты представителей от штата Джорджия, республиканца Ньюта Гингрича, продемонстрировали более агрессивную и жесткую позицию по отношению к палестинцам, чем правительство Израиля. Они, например, сильнее, чем Иерусалим, возражали против прямого финансирования ООП Соединенными Штатами и с большей настойчивостью выступали за перенос посольства США из Тель-Авива в Иерусалим.

То же самое снова наблюдается сегодня, когда лидеры христиан, такие, как Гэри Бауэр, Джерри Фэлвел и Ричард Лэнд, более настойчиво возражают против «Дорожной карты», чем почти все их израильские единомышленники. Но в этой смелой христианской солидарности с Израилем нет ничего удивительного, ибо христианская форма сионизма насчитывает уже почти двести лет.

Поддержка христианами идеи еврейского государства зародилась в Англии, став заметным движением в викторианский период. В 1840 году британский министр иностранных дел лорд Пальмерстон «настойчиво» рекомендовал Оттоманскому правительству, управлявшему тогда Палестиной, «всячески способствовать и поощрять евреев Европы возвращаться в Палестину». Лорд Шафтсбери в 1853 году выдвинул формулировку «Землю без народа — народу без земли».

Джордж Элиот воплотил эти идеи в виде романа «Дэниэл Деронда», вышедшего в 1876 году. В 1891 году сэр Джордж Адам Смит написал в своем авторитетном труде «Историческая география Святой земли», что Оттоманскую империю следует изгнать из Палестины и заселить ее евреями, «которые дали Палестине всю ту ценность, которой она когда-либо обладала».

В том же самом 1891 году в Соединенных Штатах была продемонстрирована, возможно, самая большая христианская поддержка создания еврейского государства — «Меморандум Блэкстоун», петиция, под которой стояли подписи 413 выдающихся американцев, включая председателя Верховного суда, председателя Палаты представителей, величайших промышленников того времени (Рокфеллера, Моргана, Мак-Кормика), известных священнослужителей, писателей и журналистов. Адресованный президенту Соединенных Штатов Бенджамину Гаррисону и государственному секретарю Джеймсу Дж. Блэйну, меморандум просил их «использовать свое положение и влияние... для организации в как можно более короткие сроки международной конференции для рассмотрения положения израэлитов и их притязаний на Палестину как их древний национальный очаг».

Принятая в ноябре 1917 года Декларация Бальфура, в которой британское правительство заявило, что оно поддерживает «учреждение в Палестине национального очага для еврейского народа», была, вероятно, наиболее важным актом, предпринятым христианским сионизмом. Вторым, по-видимому, было признание Гарри Трумэном Израиля, сделанное вопреки почти тотальной оппозиции его администрации. Его биограф, Майкл Т.Бенсон, считает, что произраильская позиция Трумэна «базировалась, прежде всего, на гуманитарных, моральных и сентиментальных мотивах, многие из которых произрастали из религиозного воспитания президента и его знакомства с Библией».

Масс-медиа сфокусировалась в последнее время на христианском сионизме, как на чем-то новом (типичный заголовок главной статьи в «Уолл Стрит Джорнел»: «Как Израиль стал фаворитом правых консервативных христиан»). Главная новость, однако, заключается в том, что христианские сионисты все больше и больше становятся фундаментом поддержки Израиля в Соединенных Штатах, занимают все более произраильскую позицию и становятся более убежденными сионистами, чем многие в еврейской общине.

«Нью-Йорк Пост», MAOF
Вверх страницы

«Еврейский Обозреватель» - obozrevatel@  jewukr .org
© 2001-2003 Еврейская Конфедерация Украины - www. jewukr .org