... Если не считать Армию обороны Израиля, христианские сионисты Америки могут оказаться решающим стратегическим резервом еврейского государства.
Жители Ближнего Востока были несказанно удивлены в начале 1994 года, когда некоторые ведущие американские политики, включая сенатора Джесси Хелмса, республиканца от штата Северная Каролина, и члена Палаты представителей от штата Джорджия, республиканца Ньюта Гингрича, продемонстрировали более агрессивную и жесткую позицию по отношению к палестинцам, чем правительство Израиля. Они, например, сильнее, чем Иерусалим, возражали против прямого финансирования ООП Соединенными Штатами и с большей настойчивостью выступали за перенос посольства США из Тель-Авива в Иерусалим.
То же самое снова наблюдается сегодня, когда лидеры христиан, такие, как Гэри Бауэр, Джерри Фэлвел и Ричард Лэнд, более настойчиво возражают против «Дорожной карты», чем почти все их израильские единомышленники. Но в этой смелой христианской солидарности с Израилем нет ничего удивительного, ибо христианская форма сионизма насчитывает уже почти двести лет.
Поддержка христианами идеи еврейского государства зародилась в Англии, став заметным движением в викторианский период. В 1840 году британский министр иностранных дел лорд Пальмерстон «настойчиво» рекомендовал Оттоманскому правительству, управлявшему тогда Палестиной, «всячески способствовать и поощрять евреев Европы возвращаться в Палестину». Лорд Шафтсбери в 1853 году выдвинул формулировку «Землю без народа — народу без земли».
Джордж Элиот воплотил эти идеи в виде романа «Дэниэл Деронда», вышедшего в 1876 году. В 1891 году сэр Джордж Адам Смит написал в своем авторитетном труде «Историческая география Святой земли», что Оттоманскую империю следует изгнать из Палестины и заселить ее евреями, «которые дали Палестине всю ту ценность, которой она когда-либо обладала».
В том же самом 1891 году в Соединенных Штатах была продемонстрирована, возможно, самая большая христианская поддержка создания еврейского государства — «Меморандум Блэкстоун», петиция, под которой стояли подписи 413 выдающихся американцев, включая председателя Верховного суда, председателя Палаты представителей, величайших промышленников того времени (Рокфеллера, Моргана, Мак-Кормика), известных священнослужителей, писателей и журналистов. Адресованный президенту Соединенных Штатов Бенджамину Гаррисону и государственному секретарю Джеймсу Дж. Блэйну, меморандум просил их «использовать свое положение и влияние... для организации в как можно более короткие сроки международной конференции для рассмотрения положения израэлитов и их притязаний на Палестину как их древний национальный очаг».
Принятая в ноябре 1917 года Декларация Бальфура, в которой британское правительство заявило, что оно поддерживает «учреждение в Палестине национального очага для еврейского народа», была, вероятно, наиболее важным актом, предпринятым христианским сионизмом. Вторым, по-видимому, было признание Гарри Трумэном Израиля, сделанное вопреки почти тотальной оппозиции его администрации. Его биограф, Майкл Т.Бенсон, считает, что произраильская позиция Трумэна «базировалась, прежде всего, на гуманитарных, моральных и сентиментальных мотивах, многие из которых произрастали из религиозного воспитания президента и его знакомства с Библией».
Масс-медиа сфокусировалась в последнее время на христианском сионизме, как на чем-то новом (типичный заголовок главной статьи в «Уолл Стрит Джорнел»: «Как Израиль стал фаворитом правых консервативных христиан»). Главная новость, однако, заключается в том, что христианские сионисты все больше и больше становятся фундаментом поддержки Израиля в Соединенных Штатах, занимают все более произраильскую позицию и становятся более убежденными сионистами, чем многие в еврейской общине.
«Нью-Йорк Пост», MAOF
|