— Израиль — это мой дом, — воскликнула Уитни Хьюстон на Святой Земле. — Еще ни в одной стране мне не бывало так хорошо.
У африканских евреев Израиля сходные ощущения. Община в 2500 человек, по приглашению которой и приехала Хьюстон, живет в городе Димона посреди пустыни.
Сообщество ведет свою историю от древних израильтян. Нынешние чернокожие евреи утверждают, что израильтян, дошедших некогда до Западной Африки, продали впоследствии в рабство в Соединенные Штаты.
В конце 1960-х руководитель общины чернокожих евреев Чикаго Бен-Ами убедил 400 афроамериканцев, уставших от расизма, «вернуться на Землю Обетованную». Первые 39 иммигрантов получили статус постоянных жителей, но вскоре он был аннулирован. Израильские власти сомневались в их еврействе.
В 1973 г. Верховный Суд постановил, что действие Закона о возвращении, разрешающего любому еврею поселиться в Израиле, распространится и на чернокожих евреев, если они примут иудаизм. Однако иммигранты считают, что одно то, что они живут по Торе, уже делает их евреями.
К 1980 г. численность общины возросла до 1500 человек. Правительство рекомендовало предоставить членам общины гражданство и земельные участки в районе Беэр-Шевы. Ничего из этого не было сделано.
Лишь в 1990 г. МВД предоставило сообществу право на временное проживание, придав ему таким образом законный статус. Это совпало с открытием общинной школы. Под давлением чернокожих членов Конгресса США выделили под нее грант в размере 1 млн. долларов.
Незадолго до приезда Уитни Хьюстон премьер-министр Ариэль Шарон послал телеграмму Бен-Ами, пообещав, что лично займется вопросом. И Шарон исполнил обещание! Министр внутренних дел Авраам Пораз предоставил чернокожим евреям статус постоянных жителей.
— Это община, которая делает уйму добровольной работы в Димоне, — говорит Габи Лалуш, мэр города. 34 года чернокожие евреи живут в Израиле, внося вклад в общественную жизнь. Их музыкой наслаждается вся страна. Их оркестры заслужили похвалу от вооруженных сил Израиля за поднятие боевого духа солдат, в том числе во время войны Судного дня. Их натуральная и вегетарианская пища пользуется большой популярностью. Двое из них представляли Израиль на конкурсе «Евровидение». Дочь Бен-Ами, Телила, похоже, будет представлять Израиль в эстафете на Олимпийских играх 2004 года в Афинах.
Бен-Ами называет свою общину «духовными сионистами, которые вернулись на Святую Землю».
— Наша судьба связана с государством Израиль, и мы готовы защищать его. Вскоре члены общины смогут оборонять свою страну с оружием в руках.
К несчастью, община тоже столкнулась с террором. В январе 2002 г. один из ее членов — Аарон Бен-Исраэль — был застрелен во время концерта на бар-мицве в Хедере. Он спас жизнь певицы, выступавшей вместе с ним: вытолкнул ее с линии огня и принял на себя пулю, предназначавшуюся ей.
Как и другие израильтяне, члены общины озабочены безопасностью страны. Бен-Ами направил убедительное послание афроамериканским группам, участвующим в антиизраильских выходках. «Нападение на государство Израиль — это нападение на нас, — пишет он. — Помогать каким-либо антиизраильским группам — значит проявлять себя врагом не только Государства Израиль, но и нашего сообщества».
В Соединенных Штатах чернокожие евреи всячески стараются обеспечить поддержку Израилю среди афроамериканцев. Один из таких активистов — младший брат Уитни Хьюстон Бен-Барух. Он четыре раза бывал в Израиле и даже говорит на иврите. В октябре Хьюстон собирается вернуться в Израиль — страну, в которую она влюбилась, — и записать там ряд песен для ее нового альбома.
Перевод Вадима Черновецкого Totally Jewish, 7:40
|